Сколько стоит мс 21 в рублях
Перейти к содержимому

Сколько стоит мс 21 в рублях

  • автор:

МС-21 взлетел в цене

“Ъ” узнал стоимость самолета для конкурентов «Аэрофлота»

Как стало известно “Ъ”, стоимость нового российского самолета МС-21 с поставкой в 2028–2030 годах оценивается в 4,3–4,6 млрд руб. Такое предложение ГТЛК направила авиакомпаниям, не входящим в «Аэрофлот». Это дороже, чем аналоги от Airbus и Boeing, хотя в цене учтены субсидии из ФНБ. «Аэрофлоту» самолеты достанутся дешевле: лизинговая компания «Ростеха» купит МС-21 для него по 3,2 млрд руб. с поставкой в 2023–2026 годах, сделка будет полностью профинансирована из ФНБ. Собеседники “Ъ” на рынке называют высокую цену МС-21 «на этом этапе объяснимой», но рассчитывают, что усилия государства по субсидированию не ограничатся «Аэрофлотом».

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Как стало известно “Ъ”, Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) в конце 2022 и начале 2023 года предлагала нескольким авиакомпаниям взять в лизинг самолет МС-21 исходя из его цены в 4,3–4,6 млрд руб. ($50–54 млн) в зависимости от года поставки. Речь шла о поставках в 2028–2030 годах, цена учитывала получение субсидий из ФНБ на покупку самолетов, но их размер не был указан.

Для «Аэрофлота» цена будет другой. В январе сообщалось, что лизинговая компания «Авиакапитал-Сервис» (АКС, входит в «Ростех») приобретет у «Иркута» 18 самолетов МС-21 по 3,2 млрд руб. для передачи «Аэрофлоту» с конца 2023 по 2026 год. Поставка всех 63 ВС в группу «Аэрофлот» (включая 34 «Суперджета» и 11 Ту-214) обойдется в 175 млрд руб. и будет полностью профинансирована из средств ФНБ.

«Средства из ФНБ идут и доводятся до конкретных авиастроительных компаний»,— сообщили “Ъ” в «Ростехе». Там не стали комментировать предложение ГТЛК, отметив, что «конкретные условия могут варьироваться в зависимости от параметров сделки — количества заказанных самолетов, их комплектации, сроков поставки и т. д.». Представитель «Ростеха» также повторил апрельское заявление главы корпорации Сергея Чемезова о том, что «стоимость новых МС-21 для российских перевозчиков будет однозначно ниже рыночной». В ГТЛК, Минтрансе, Минпромторге, «Иркуте» “Ъ” не ответили.

По данным “Ъ”, в конце 2021 года ГТЛК приводила еще более высокую стоимость МС-21, чем сейчас,— в 4,71–4,99 млрд руб. ($58–68 млн по курсу на конец 2021 года).

Эта цена также учитывала субсидирование из ФНБ и напрямую из бюджета. Поставки предполагались в 2022–2024 годах с двигателями Pratt & Whitney, которые теперь недоступны из-за санкций. Получение предложения “Ъ” подтвердили источники в нескольких авиакомпаниях, не входящих в группу «Аэрофлот».

Они отмечают, что тогда соглашения не были подписаны: «Лизингодатель лишь просил подтвердить заинтересованность». Теперь собеседники “Ъ” предполагают, что для них цена МС-21 будет выше 5 млрд руб. хотя бы потому, что цена российского двигателя ПД-14 не может быть ниже, чем у серийно выпускаемых в США PW1400G.

Некоторые собеседники “Ъ” заключают, что Россия построила едва ли не самый дорогой самолет в этом классе.

Каталожная стоимость аналогов МС-21 — Airbus A320/А321 и Boeing 737–800 и MAX — $100–105 млн, но рыночная цена — около $50 млн и ниже. При этом, подчеркивает собеседник “Ъ” в отрасли, «и сам МС-21, и его ресурс остаются большим сюрпризом». «Каким будет его межремонтный налет? Какими будут условия субсидий? Какой срок лизинга? Если сейчас его предлагают на 20–25 лет, то хватит ли ресурса на весь срок, ведь при высокой эксплуатации — это больше 100 тыс. часов налета, недосягаемая цифра для ВС, произведенных в РФ»,— говорит он.

Собеседники “Ъ” в крупных авиакомпаниях отмечают, что такая цена МС-21 вполне понятна. Но они обеспокоены, смогут ли получать самолеты по ставкам лизинга, сравнимым с «Аэрофлотом». Это будет во многом зависеть от того, получат ли лизингодатели гарантии дальнейшего софинансирования закупок из ФНБ, так как пока средства предусмотрены только для самолетов «Аэрофлота». «Если у «Аэрофлота» будут эксклюзивные цены, пока другие будут платить за лизинг в полтора-два раза больше, рынка не будет вовсе»,— отмечает топ-менеджер одной из авиакомпаний.

Всего «Аэрофлот» должен получить до 2030 года 210 самолетов МС-21 из 270 планируемых к производству. Чем больше партия, тем она дешевле и ниже цена каждого судна, говорит собеседник “Ъ” в «Ростехе».

Сергей Чемезов, глава «Ростеха», 25 апреля:

«Стоимость новых МС-21 для «Аэрофлота» и других перевозчиков будет значительно ниже рынка».

Минтранс знает об обеспокоенности перевозчиков относительно «рыночной стоимости» самолета и желании сопоставимых с «Аэрофлотом» условий лизинга, говорит источник “Ъ” в отрасли: «Дискуссия о том, что будет с ценами после «аэрофлотовских» поставок, безусловно, ведется». При этом, отмечает он, «и перевозчики, и Минпромторг, и ОАК, и «Иркут» разделяют понимание», что самолеты невозможно как реализовать по себестоимости, так и заложить в цену те издержки, которые программа понесла из-за санкций. Участники обсуждения, по его словам, на данном этапе согласны, что единственная возможность «раскрутить» программу МС-21 — это «огосударствление» расходов «Иркута» и льготные финансовые механизмы.

МС-21 не мог получиться дешевле зарубежных аналогов, объясняет собеседник “Ъ” в авиапроме. В РФ расходы ниже лишь на зарплаты, тогда как закупки и производство материалов и комплектующих обходятся в сопоставимые суммы или дороже.

«Нет серийного производства, нет других прибыльных проектов, которые могли бы «проспонсировать» цену МС»,— говорит он.

Разница в цене поставки одного и того же самолета — не уникальная история, у Boeing и Airbus условия контрактов для разных заказчиков могут фундаментально отличаться в зависимости от объемов заказа, сроков, слотов, истории их отношений, отмечает эксперт Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Федор Борисов. Однако российским авиакомпаниям сейчас доступен только один поставщик. «Контрактоваться» по предложенным ГТЛК ценам смогут те перевозчики, которых на это подталкивает дефицит флота, полагает господин Борисов. Если у компании есть «запас флота» или бизнес-модель может допустить снижение объемов перевозки, то она сможет выжидать улучшение условий за горизонтом 2027 года, полагает он.

«Иркут» и ОДК прогнозируют сокращение парка SSJ 100 в пять раз к 2030 году

Цену МС-21 для эксплуатантов важно снизить на равных условиях, говорит аналитик по транспорту Елена Сахнова, и «твердые долгосрочные контракты пошли бы на пользу, позволили бы масштабировать проект и снизить себестоимость». Она также считает, что привлечение дополнительных средств ФНБ для выравнивания условий конкуренции между «Аэрофлотом» и остальными авиакомпаниями «не является невыполнимой задачей».

Россия строит самолет дороже Airbus и Boeing: кто будет его покупать

Стоимость нового российского самолета МС-21 с поставкой в 2028–2030 годах оценивается в 4,3–4,6 млрд рублей за штуку, то есть дороже, чем аналоги от Airbus и Boeing, выяснил «Коммерсантъ». Это при том, что в цене учтена субсидии из государственного Фонда национального благосостояния (ФНБ) и напрямую из бюджета.

Предложение о цене Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) направила авиакомпаниям, не входящим в группу «Аэрофлот». «Аэрофлоту» же самолеты достанутся дешевле: лизинговая компания «Ростеха» купит для главного перевозчика МС-21 по 3,2 млрд рублей с поставкой в 2023–2026 годах, сделка будет полностью профинансирована из ФНБ.

Некоторые собеседники издания заключают, что Россия построила едва ли не самый дорогой самолет в этом классе. Каталожная стоимость аналогов МС-21 — Airbus A320/А321 и Boeing 737–800 и MAX — 100–105 млн долларов, но рыночная цена — около 50 млн и ниже, то есть менее 4 млрд рублей. При этом ресурс нового российского самолета еще неизвестен, неясна сумма, которая понадобится на эксплуатацию лайнера, то есть фактически авиакомпаниям предлагают купить кота в мешке.

Авиакомпании также опасаются, что условия лизинга для других перевозчиков, будут сильно отличаться от аэрофлотовских. Если самолеты для всех остальных будут значительно дороже, то компании просто будут дотягивать до последнего, используя имеющийся флот, и не станут спешить с покупкой МС-21. В то же время есть специалисты авиаотрасли, которые считают: цена нового лайнера оправдана, так как он еще не вышел в серийное производство. Однако льготные условия лизинга необходимо предоставлять всем крупным перевозчикам, а не только «Аэрофлоту». Так это поможет быстрее окупить проект.

Ранее сообщалось, что российские компании ведут переговоры с иностранными лизингодателями — владельцами самолетов, которые находятся в аренде. Речь идет о покупке 47 лайнеров на бюджетные деньги. Схема перечисления денег следующая: иностранные компании получат средства из Фонда национального благосостояния. После этого самолеты станут собственностью российской лизинговой компании, которая будет сдавать лайнеры в аренду перевозчикам. Деньги с арендных платежей пойдут в госбюджет.

Стоимость нового российского самолета МС-21 составит 3,2 млрд рублей

Новый отечественный пассажирский самолет МС-21 будет стоить для российских авиакомпаний около 3,2 млрд руб. за штуку. Об этом «Ведомостям» рассказал источник в госструктурах, знакомый с подробностями проекта. Это примерно в два раза дешевле, чем сопоставимый по вместимости Boeing или Airbus.

По словам гендиректора «Ростеха» Сергея Чемезова, государство будет субсидировать закупки этих воздушных судов (ВС) для отечественных авиакомпаний, за счет чего и снизится цена. Его слова приводят «РИА Новости».

Путин раскритиковал Мантурова за отсутствие заказов у авиазаводов

Чемезов также заявил, что стоимость новых МС-21 для «Аэрофлота» и других перевозчиков будет значительно ниже рынка. «Это осознанный шаг государства, которое хочет снизить нагрузку на авиакомпании и, следовательно, на пассажиров, в стоимость билетов которых входит лизинговый платеж», – добавил гендиректор «Ростеха». Он отметил, что это делается для развития внутренних перевозок.

Глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, входит в «Ростех») Юрий Слюсарь в интервью «Ведомостям» в октябре 2021 г. оценивал каталожную стоимость МС-21 в $97 млн. Это 6,8 млрд руб. по курсу доллара на момент выхода интервью (18 октября), и 7,3 млрд руб. по текущему. Таким образом, государство снизило цену самолета для отечественных перевозчиков более чем в два раза.

Каталожная стоимость конкурента МС-21 Boeing 737-800 на сайте производителя составляет $106,1 млн. Европейский аналог от Airbus – A320 стоил по каталогу $101 млн, указывало в 2021 г. агентство «Авиапорт».

Главный эксперт Института экономики и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов считает «хорошей» цену на МС-21 для отечественных авиакомпаний. Но эксперт напомнил, что 3,2 млрд руб. – это не рыночная стоимость. «Более того, многое будет зависеть от условий договора, который будут заключать авиакомпании», – добавил он.

Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев называет цену на МС-21 «идеальной». Эксперт отметил, что предоставление дисконта первым покупателям нового судна – это нормальная рыночная практика. То есть по мере эксплуатации самолета и подтверждения его рыночной ценности цена может увеличиться, допускает Пантелеев.

Выпуск первого среднемагистрального МС-21 не раз переносился. Одна из причин – санкции США в отношении компании «Аэрокомпозит» (входит в «Ростех»), которые в 2018 г. привели к остановке поставок импортных материалов для композитного крыла самолета (для проекта затем потребовалось наладить выпуск отечественных композитов). Более того, МС-21 в базовом варианте был укомплектован двигателем PW1400G от американской Pratt & Whitney . Самолет с турбинами зарубежного производства и крыльями из импортных композитов получил базовый сертификат типа лишь в декабре 2021 г.

На проект самолета МС-21 дадут еще 15 млрд рублей

В серийном МС-21 установлены уже отечественные двигатели ПД-14, их разработкой и изготовлением занимается Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в «Ростех»). В конце декабря 2022 г. установку ПД-14 на новейшие лайнеры одобрила Росавиация. В апреле 2023 г. ОДК начала серийное производство двигателей для МС-21.

Согласно программе развития авиаотрасли до 2030 г., отечественные перевозчики должны получить 270 самолетов МС-21. Большую часть ВС – 210 штук – купит «Аэрофлот», сообщал летом 2022 г. гендиректор авиакомпании Сергей Александровский на встрече с президентом Владимиром Путиным («Ведомости» писали об этом 26 августа 2022 г.). В сентябре того же года на ВЭФ-2022 «Аэрофлот» подписал с ОАК контракт почти на 1 трлн руб. на покупку 339 отечественных самолетов, в том числе 210 МС-21.

Твердые заказы на этот тип ВС в 2018 г. размещали авиакомпании Red Wings (16 штук) и «Ираэро» (10 самолетов), а также лизинговые компании «ВЭБ-лизинг», «Сбербанк лизинг» и «Ильюшин финанс».

МС-21 неоднократно получал меры господдержки. В январе 2019 г. правительство направило 10,5 млрд руб. на создание, производство и обслуживание этих самолетов. Гендиректор «Роскосмоса» Юрий Борисов, занимавший в 2018 г. пост вице–премьера, курировавшего промышленность, оценивал тогда затраты на создание МС-21 в 465 млрд руб. до 2025 г. В сентябре 2022 г. на расширение производства МС-21 государство выделило еще 15 млрд руб., говорил премьер-министр Михаил Мишустин.

Дороже, чем Airbus и Boeing. «Коммерсантъ» узнал стоимость нового самолета МС-21

Стоимость нового российского самолета МС-21, который собирают на Иркутском авиазаводе, оценивается в 4,3–4,6 миллиарда рублей в зависимости от года поставок. Это дороже, чем аналоги от Airbus и Boeing. Но для компании «Аэрофлот» цена будет ниже. Об этом 29 июня сообщает «Коммерсантъ».

По информации издания, в конце 2022-го и начале 2023 годов Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) предлагала нескольким авиакомпаниям взять в лизинг самолет МС-21, исходя из его цены в 4,3–4,6 миллиарда рублей (50–54 миллионов долларов) в зависимости от года поставки. Речь шла о поставках в 2028–2030 годах. При этом цена учитывала получение субсидий из Фонда национального благосостояния на покупку самолетов, но их размер не был указан.

По сведениям «Коммерсанта», для «Аэрофлота» цена будет другой. В январе сообщалось, что лизинговая компания «Авиакапитал-Сервис» (входит в «Ростех») приобретет у «Иркута» 18 самолетов МС-21 по 3,2 миллиарда рублей для передачи «Аэрофлоту» с конца 2023 по 2026 год. Поставка всех 63 воздушных судов в группу «Аэрофлот» (включая 34 «Суперджета» и 11 Ту-214) обойдется в 175 миллиардов рублей и будет полностью профинансирована из средств ФНБ.

В «Ростехе» изданию не стали комментировать предложение ГТЛК, отметив, что «конкретные условия могут варьироваться в зависимости от параметров сделки — количества заказанных самолетов, их комплектации, сроков поставки и так далее». Представитель «Ростеха» также повторил апрельское заявление главы корпорации Сергея Чемезова о том, что «стоимость новых МС-21 для российских перевозчиков будет однозначно ниже рыночной».

Как уточняется в сообщении, в конце 2021 года ГТЛК приводила еще более высокую стоимость МС-21, чем сейчас, — в 4,71–4,99 миллиарда рублей. Эта цена также учитывала субсидирование из ФНБ и напрямую из бюджета. Поставки предполагались в 2022–2024 годах с двигателями Pratt & Whitney, которые теперь недоступны из-за санкций. По мнению представителей авиакомпаний, не входящий в «Аэрофлот», для них цена МС-21 будет выше 5 миллиарда рублей. Одна из причин — цена российского двигателя ПД-14 не может быть ниже, чем у серийно выпускаемых в США PW140.

По мнению некоторых собеседников «Коммерсанта», Россия построила едва ли не самый дорогой самолет в этом классе. Каталожная стоимость аналогов МС-21 — Airbus A320/А321 и Boeing 737–800 и MAX — составляет 100–105 миллионов долларов, но рыночная цена — около 50 миллионов долларов и ниже.

МС-21 — среднемагистральный пассажирский самолет нового поколения вместимостью от 163 до 211 пассажиров. Лайнер собирают на Иркутском авиационном заводе. Первый полет МС-21 состоялся 28 мая 2017 года, а 15 декабря 2020-го самолет совершил первый полет с российским двигателем ПД-14. Сертификационные испытания лайнер проводил в 2021 году, в частности, в прошлом декабре самолет впервые сел в Иркутске на гражданском аэродроме — в городском аэропорту.

В августе 2022-го машина совершила сотый полет с отечественными двигателями ПД-14 в подмосковном Жуковском. Как разрабатывают и тестируют двигатель и другие детали, собранные в России с применением инновационных технологий, можно узнать в нашем материале.

Изначально предполагалось, что первые шесть серийных лайнеров МС-21 с отечественным двигателем ПД-14 будут переданы заказчикам в 2024 году. Тогда же, по заверениям главы Минпромторга России Дениса Мантурова, должно было начаться и серийное производство МС-21. Но вице-премьер РФ Юрий Борисов позже сообщил, что выпуск лайнеров могут отложить на 1–2 года из-за санкций западных стран.

В конце ноября 2022-го первый МС-21 получил ливрею авиакомпании «Россия». А в конце апреля 2023-го самолет перекрасили в новую ливрею ОАК для участия в международном авиасалоне МАКС-2023.

Летные испытания импортозамещенного МС-21 начнутся в ноябре 2023-го, завершатся — в течение 2024 года. После этого лайнер начнут поставлять авиакомпаниям. Одним из первых перевозчиков станет «Аэрофлот» — до 2025 года должен получить 18 новых самолетов.

Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *