Обзор GeForce GTX 1080 Ti: игра на опережение
GeForce GTX 1080 Ti стала первой видеокартой потребительской линейки NVIDIA для которой используется мощный графический процессор GP102. Мы уже привыкли к тому, что «титановые» версии адаптеров традиционно приносят повышенную производительность, но в данном случае новая видеокарта стирает грань между устройствами народной серии GTX и ультимативными моделями TITAN X. Разбираемся с предпосылками появления столь грозного оружия калифорнийцев и оцениваем на практике возможности GeForce GTX 1080 Ti.
Графический TOP от NVIDIA
Для GeForce GTX 1080 Ti используется графический процессор GP102. Это тот же кристалл, что применяется и для GeForce TITAN X, но с минимальными упрощениями. Производитель сохранил количество вычислительных CUDA-блоков – 3584, и даже число текстурных модулей осталось неизменным – 224, а вот количество блоков растеризации уменьшено с 96 до 88.
Для новой видеокарты используется нестандартная разрядность шины памяти – 352 бита, вместо 384 бит у TITAN X, а объем локальной ОЗУ уменьшен с 12 ГБ до 11 ГБ, но при этом GDDR5X работает на 11 008 МГц вместо 10 008 МГц. Однако, учитывая возросшие частоты как графического процессора, так и микросхем памяти, еще до практических тестов становилось понятно, что в плане производительности GeForce GTX 1080 Ti как минимум не будет уступать более именитой модели. А если еще учесть почти двукратную разницу в рекомендованной цене видеокарт, то было очевидно, что непродолжительный жизненный цикл GeForce TITAN X подходит к своему завершению.
GeForce TITAN Xp | GeForce GTX 1080 Ti | GeForce TITAN X | GeForce GTX 1080 | |
Наименование кристалла | GP102 | GP102 | GP102 | GP104 |
Техпроцесс производства, нм | 16 | 16 | 16 | 16 |
Площадь кристалла, мм² | 471 | 471 | 471 | 314 |
Количество транзисторов, млрд | 12 | 12 | 12 | 7,2 |
Тактовая частота GPU, МГц | 1480/1582 | 1480/1582 | 1417/1531 | 1607/1733 |
Количество потоковых процессоров | 3840 | 3584 | 3584 | 2560 |
Количество текстурных блоков | 240 | 224 | 224 | 160 |
Количество блоков растеризации | 96 | 88 | 96 | 64 |
Память (тип, объем), МБ | GDDR5X, 12288 | GDDR5X, 11264 | GDDR5X, 12288 | GDDR5X, 8192 |
Шина памяти, бит | 384 | 352 | 384 | 256 |
Эффективная тактовая частота памяти, МГц | 11 408 | 11 008 | 10 008 | 10 008 |
Пропускная способность памяти, ГБ/c | 548 | 484 | 480 | 320 |
Тепловой пакет (TDP), Вт | 250 | 250 | 250 | 180 |
Не было сомнений в том, что NVIDIA готовит нечто новое и для почитателей ультимативных решений, которые не смотрят на ценники. И действительно, пока GeForce GTX 1080 Ti добиралась к нам на тестирование, калифорнийцы представили нового флагмана потребительской дискретной графики – GeForce TITAN Xp. Для данного адаптера используется все тот же графический процессор GP102, но уже со всеми разблокированными функциональными блоками, максимальной разрядностью шины памяти и рабочей частоты GDDR5X. Пользователи, готовые потратить на покупку видеокарты более $1200 получили новый объект для своих вожделений. Мы же пока предлагаем поближе познакомиться с возможностями более доступной новинки – GeForce GTX 1080 Ti.
GeForce GTX 1080 Ti Founders Edition
Первыми на рынке появились модели видеокарт, выполненные в референсном дизайне. Такие устройства есть в ассортименте всех производителей графических адаптеров, потому логично начать знакомство с GeForce GTX 1080 Ti на примере именно эталонной версии.
Стоковый вариант от NVIDIA предлагается в коробке средних размеров, по оформлению которой несложно догадаться о ее содержании.
Видеокарта поставляется в комплекте с кратким руководством и дополнительным переходником DisplayPort – DVI.
Внешний дизайн топовых референсных моделей NVIDIA не меняется уже в течение нескольких лет. Разработчики корректируют внутреннее содержание, но внешняя оболочка адаптеров претерпевает лишь косметические изменения. Нужно признать, что стильное оформление эталонных версий адаптеров многим по душе. Алюминиевая верхняя крышка c обработанными рублеными гранями – неувядающая классика от NVIDIA.
Через прозрачное окно на верхней панели видны пластины внутреннего радиаторного блока системы охлаждения. В качестве теплосъемного элемента в основании используется массивная испарительная камера. Для нагнетания воздуха и продува радиатора используется один вентилятор центробежного типа. Преимущество такой компоновки в том, что практически весь нагретый воздух выводится за пределы системного блока. Для компактных и слабо продуваемых корпусов подобный вариант мощной игровой видеокарты не просто желателен, а едва ли не единственно возможный.
Инженеры дополнительно поработали над оптимизацией кулера, который стал более эффективен, чем охладитель у TITAN X. В данном случае несколько увеличена испарительная камера, а также увеличена полезная площадь интерфейсной панели для вывода нагретого воздуха.
Видеокарта имеет четыре видеовыхода – три DisplayPort 1.4 и один HDMI 2.0b. При этом все интерфейсные разъемы расположены в один ярус. Разработчики не выносили на “второй этаж” разъем DVI-D, который бы занял значительную площадь панели. Если монитор подключается с помощью этого интерфейса, можно воспользоваться комплектным переходником DisplayPort – DVI. Подобная компоновка разъемов позволила значительно увеличить площадь вентиляционной решетки, которая теперь занимает примерно ⅔ всей крепежной пластины. Это упрощает вывод тепла, попутно позволяя повысить эффективность системы охлаждения.
Для видеокарты используется та же печатная плата, что и для GeForce TITAN X. При этом, как это не удивительно, для GeForce GTX 1080 Ti применяется вариант не с упрощенной элементной базой, а наоборот, усиленной подсистемой стабилизации питания графического процессора.
Модуль VRM состоит из семи сдвоенных фаз (2x dualFET). Такая компоновка в целом позволяет не только получить необходимую мощность, но и увеличить эффективность преобразователя.
Микросхемы памяти GDDR5X от компании Micron размещены П-образным способом вокруг графического процессора. Всего используется 11 чипов, емкость каждого составляет 1 ГБ. Пустующая площадка под еще одну микросхему напоминает об унификации печатной платы. Все чипы памяти дополнительно охлаждаются, контактируя через теплопроводящие прокладки с массивным кронштейном кулера.
Для подключения дополнительного питания на верхней кромке предусмотрено два коннектора 12 В. Один на 8 контактов и один на 6 контактов. Заявленный тепловой пакет видеокарты укладывается в рамки 250 Вт. Такой же TDP имеет и TITAN X, а также новый флагман – TITAN Xp. Все три видеокарты основаны на базе одного графического процессора, включающего 12 млрд. транзисторов. Конечно, фактическое энергопотребление моделей будет отличаться, но заявленная планка не будет превышена. Напомним, что для GeForce GTX 1080, основанной на более простом чипе GP104, пакет TDP составляет 180 Вт. То есть энергетический расход у GeForce GTX 1080 Ti будет повыше, но такие аппетиты оправдывает увеличенная производительность. К тому же потребление в пределах разумного для ультимативной одночиповой видеокарты. NVIDIA рекомендует использовать для системы с GTX 1080 Ti блок питания мощностью от 600 Вт.
Обратная сторона печатной платы прикрыта массивной пластиной. Кроме защиты поверхности PCB от возможных механических повреждений она также придает завершенности общему дизайну устройства.
Используемая плита имеет составную конструкцию. Часть пластины можно демонтировать, например, если в компактной системе используются две видеокарты, размещенные в соседних слотах. В таком случае приток воздуха к вентилятору одного из адаптеров может быть затруднен. Сняв часть пластины, можно увеличить зазор между устройствами, сохранив при этом защиту области GPU.
Общая длина видеокарты – 267 мм. Типичные габариты для топовых моделей NVIDIA. В большинстве ситуаций с установкой такого адаптера на должно возникать никаких сложностей.
На верхней панели видеокарты традиционно расположен логотип GeForce GTX, эффектно подсвечивающийся зеленым во время работы системы. Очень удачная находка дизайнеров вот уже который год отлично дополняет облик топоповых устройств NVIDIA.
В работе
В режиме покоя на открытом стенде температура GPU удерживалась на уровне 32 градусов. При этом вентилятор вращался со скоростью порядка 1100 об/мин.
Активная система охлаждения не имеет гибридного режима работы, то есть вентилятор СО не останавливается ни при каких условиях. Впрочем, при минимальной нагрузке он очень тих.
Под нагрузкой температура графического процессора повышалась до 84 градусов, при этом скорость вращения вентилятора увеличивалась до 2400 об/мин. Предположим, что в закрытом корпусе частота вращения будет еще выше. Референсные модели адаптеров NVIDIA никогда не были образцовыми устройствами для ценителей бесшумных видеокарт. На пике уровень шума GTX 1080 Ti можно охарактеризовать как средний. При этом под нагрузкой в режимах с выключенной вертикальной синхронизацией при большом количестве кадров/c в нашем случае можно было расслышать легкий шелест дроссельных катушек.
В случае с референсной GeForce GTX 1080 Ti рабочая частота графического процессора – величина очень непостоянная. Механизм GPU Boost 3.0 активно изменяет этот параметр в широких пределах, реагируя на температуру чипа и его энергопотребление. В некоторых играх GPU автоматически ускоряется до 1800–1850 МГц, в других ситуациях под нагрузкой частота может опускаться до 1700 МГц или на пике возрастать вплоть до 1886 МГц.
Разгон
Во время экспериментов с разгоном стоит изначально увеличить допустимый лимит мощности. Адаптер позволяет повысить Power Limit до 120%. Базовую частоту графического процессора удалось увеличить до 1642 МГц.
После разгона графический процессор под реальной игровой нагрузкой ускорялся до 1923–1974 МГц. Утилиты мониторинга фиксируют пиковые 2075 МГц, но это лишь единичные всплески.
Фактическая рабочая частота GP102 вплотную подобралась к 2000 МГц. При этом стабильно превысить этот символичный порог не позволяет механизм динамического авторазгона. При повышении тактовой частоты GPU увеличивается как энергопотребление, так и нагрев чипа. Согласно алгоритму, видеокарта старается удержать температуру графического процессора в заданных пределах. После разгона чип прогревается до 85 градусов, при этом скорость вращения вентилятора превысила 3000 об/мин.
Несмотря на то, что формально базовая частота GPU была увеличена на 10,9%, фактические значения рабочих частот будет ниже. GPU Boost приходится контролировать нагрев чипа и его энергопотребление, не позволяя ускориться сверх нормы.
Микросхемы памяти также удалось дополнительно ускорить. Чипы стабильно работали на эффективных 12112 МГц (+10%).
Конфигурация тестового стенда
Процессор | Core i7-6700K@4,5 ГГц | Intel, www.intel.ua |
Кулер | Thermalright Archon Rev.A | Thermalright, www.thermalright.com |
Материнская плата | ASUS PRIME Z270-A (Intel Z270) | ASUS, www.asus.ua |
Видеокарта | MSI GeForce GTX 1080 GAMING X 8G, MSI GeForce GTX 1070 GAMING X 8G | MSI, ua.msi.com |
Накопитель | HyperX Savage 960 ГБ (SHSS37A/960G)/Kingston KC300 120 ГБ (SKC300S37A/120G) | HyperX, www.hyperxgaming.com |
Блок питания | Thermaltake Toughpower Grand TPG-1200M (1200 Вт) | Thermaltake, www.thermaltakeusa.com |
Монитор | ASUS PB278Q (27″, 2560×1440) | ASUS, www.asus.ua |
Производительность
Для оценки производительности GeForce GTX 1080 Ti мы использовали показатели нескольких видеокарт. GeForce GTX 1080 позволит ощутить преимущество “титановой” версии над базовой видеокартой серии, оснащенной более простым графическим процессором. GeForce GTX 1070 включена в перечень участников, чтобы оценить показатели GeForce GTX 1080 Ti в сравнении с популярной сбалансированной моделью, пользующейся широкой популярностью. Кроме того, мы также добавили результаты GeForce GTX 780. Данная модель была представлена почти 4 года назад и стоила почти столько же ($649), как и участница нашего обзора. Интересно посмотреть, как же ситуация изменилась за прошедшее время.
В перечне участников теста, к сожалению, не оказалось видеокарт с чипами AMD. Radeon RX 480/580 – устройства среднего класса, которые на фоне одночиповых флагманов смотрелись бы очень неубедительно. Возможно академический интерес представляло бы сравнение показателей с таковыми для Radeon RX Fury/Fury X, но этих возрастных адаптеров уже фактически нет на рынке, да и практическая полезность здесь сомнительна. Очень ждем Radeon RX Vega, с выходом которых в топ-сегменте должна появиться интрига. Пока же на вершине графической иерархии устройства от NVIDIA томятся в гордом одиночестве. Посмотрим на текущую расстановку сил.
Во время тестирований мы использовали экран с разрешением 2560×1440, устанавливая для игр пресеты с максимальным качеством графики или близким к таковому. Как показывают замеры, в таких условиях GeForce GTX 1080 Ti примерно на треть опережает GeForce GTX 1080. Причем чуть более скромные общие результаты в синтетических тестах можно объяснить тем, что на общий показатель также влияет производительность процессора, который был неизменен.
В реальных играх можно было наблюдать прирост на уровне 27–35%. При этом здесь также стоит учесть нюанс, заключающийся в том, что для воссоздания стоковых GTX 1070/1080 мы использовали адаптеры MSI серии GAMING с оригинальными системами охлаждения, снизив базовые значения частот GPU до рекомендуемых значений. Однако более агрессивный алгоритм GPU Boost все же обеспечивал этим моделям небольшое преимущество над референсными GTX 1070/1080. Потому, при сравнении со стоковыми моделями разница будет еще чуть больше. Преимущество GTX 1080 Ti наверняка будет более весомым и при повышении разрешения экрана.
Преимущество над GeForce GTX 1070 составляет в среднем весомые 50–65%. В целом ряде игр GeForce GTX 1080 Ti может обеспечить порядка 150 кадров/c при максимальных настройках качества графики и разрешении 1440p. Это повод владельцу такой видеокарты смотреть в сторону моделей мониторов с частотой обновления экрана 144 Гц. Здесь возможности таких игровых моделей будут реально востребованы. Подобные показатели также позволяют рассчитывать на комфортную производительность при разрешении 4К.
Однако в некоторых особо тяжелых проектах лишь GeForce GTX 1080 Ti обеспечивает достаточное количество кадров/c даже в 2560×1440. Например, теперь наконец-то появилась видеокарта, позволяющая использовать в таком режиме пресет качества графики «Запредельное» в игре The Witcher 3: Wild Hunt и не наблюдать неприятные просадки производительности. Оказалось, что уже существует графический адаптер, способный справиться грубой силой с особенностями движка Deus Ex: Mankind Divided, обеспечивая порядка 70 кадров/c в режиме Ultra. Как видим, GTX 1080 дает здесь лишь средние 52 кадра/c, а это значит, что на сложных сценах количество кадров/c будет снижаться до некомфортных значений.
Tom Clancy’s Ghost Recon Wildlands также очень требовательна к ресурсам видеокарты. Режим настроек качества Ultra могут себе позволить либо любители эффектных скриншотов, либо владельцы топовых видеокарт. Средние 60 кадров/c на GeForce GTX 1080 Ti – это настоящая боль для тех, кто располагает менее скоростной видеокартой.
Ashes of the Singularity: Escalation в режиме Crazy также способна серьезно озадачить даже GTX 1080 Ti, но если последняя все же справляется с такой нагрузкой, то обычной GTX 1080 уже не хватает для максимального комфорта. В таких случаях придется снижать качество графики.
Дополнительный разгон может быть полезен даже GeForce GTX 1080 Ti. После повышения тактовых частот графического процессора и микросхем памяти производительность видеокарты увеличилась примерно на 6–9%. Прирост сравнительно невелик. Даже в штатном режиме GPU значительно ускоряется, потому дельта фактических частот после GPU Boost ниже разницы условных базовых значений. В связи с этим интересно было бы оценить эффективность разгона альтернативных вариантов GeForce GTX 1080 Ti.
Представленные на диаграммах результаты видеокарты GeForce GTX 780 3 ГБ – прекрасная возможность оценить прогресс в области дискретной графики. Всего 4 года назад это было топовое решение стоимостью $650+. В среднем GeForce GTX 1080 Ti оказывается в 3-4 раза производительнее возрастной видеокарты с архитектурой Kepler. Да, используемые режимы абсолютно некомфортны для GeForce GTX 780. Она имеет всего 3 ГБ памяти на борту, потому часть текстур приходится держать в системной ОЗУ. Базовая частота GPU в 863 МГц смешна по нынешним меркам, а ограниченная поддержка DX12 и отсутствие дополнительных оптимизаций в драйверах не позволяют раскрыть возможности данной модели. Но такова жестокая реальность с которой приходится сталкиваться владельцам подобных устройств. Конечно, можно снизить качество графики и уменьшить разрешение, получив более комфортные условия игры, но в идентичных «тяжелых» режимах между устройствами различных поколений настоящая пропасть.
Энергопотребление
Заявленный тепловой пакет GeForce GTX 1080 Ti составляет 250 Вт, потому ожидаемо энергопотребление видеокарты на базе GP102 будет выше, чем у моделей, основанных на графическом процессоре GP104. Напомним, что TDP для GTX 1080 составляет 180 Вт, а GTX 1070 и вовсе должна укладываться в рамки 150 Вт.
При высокой нагрузке на вычислительные блоки GPU действительно потребление GTX 1080 Ti оказывается на 50–60 Вт выше, чем у GTX 1080 как минимум на 80 Вт превышает таковое для GTX 1070. Основанная еще на 28-нанометровом GPU видеокарта GeForce GTX 780 также оказывается несколько экономичнее.
В реальных играх разница в энергопотреблении систем, оснащенных различными видеокартами, дополнительно возрастает. GeForce GTX 1080 Ti может обеспечить значительно большее количество кадров/c, потому она сильнее нагружает центральный процессор, на что в свою очередь, также расходуется дополнительная энергия. В любом случае энергопотребление всей платформы не превышало 400 Вт, потому рекомендация разработчиков об использовании БП мощностью от 600 Вт вполне оправдана.
Рекомендованная стоимость GeForce GTX 1080 Ti 11 ГБ для американского рынка – $699. Да, это фактически новый флагман потребительской линейки, потому устройство отнюдь не дешево. Но, если вспомнить, что совсем недавно видеокарта с идентичной или даже чуть меньшей производительностью предлагалась за $1200, то прогресс ощутим.
В Украине текущая розничная стоимость моделей на базе референсного дизайна составляет порядка 24 000 грн (
$900). При этом рынок достаточно быстро насыщается версиями с альтернативными системами охлаждения, потому наверняка стоимость видеокарт на GP102 будет снижаться.
Новый король! Тестирование GeForce GTX 1080 Ti
Компания NVIDIA продолжает покорять новые вершины графической производительности. AMD все никак не созреет с выпуском Radeon Vega для сегмента старших решений, которые могли бы составить конкуренцию прошлогодним «зеленым» флагманам, а тут уже новые видеоадаптеры NVIDIA спешат опустошить кошельки энтузиастов. Последними громкими премьерами стали видеоускорители GeForce GTX 1080 Ti и Titan Xp. Второй является эксклюзивным продуктом с малым тиражом и крайне высокой ценой. А вот GeForce GTX 1080 Ti станет новым флагманом массовых серийных моделей, который значительно поднимает планку производительности. О нем и поговорим в данной статье.
GeForce GTX 1080 Ti базируется на графическом процессоре GP102, построенном на архитектуре Pascal. Этот чип ранее стал основой для сверхмощного решения Titan X (Pascal), а недавно вышел еще более быстрый Titan Xp. Процессор GP102 насчитывает шесть графических кластеров по пять мультипроцессоров SM вместо четырех кластеров у GP104 (GeForce GTX 1080). Внутренняя структура кластеров абсолютно идентична, подробно она разобрана в отдельном обзоре архитектуры Pascal.
В полной конфигурации GP102 насчитывает 3840 потоковых процессоров CUDA и 240 текстурных блоков. Пропускная способность памяти увеличена до 384 бит благодаря 12 контроллерам памяти. Кристалл производится базе 16-нм техпроцесса и насчитывает 12 миллиардов транзисторов. Возможно, из-за столь сложной структуры первые Titan X на базе GP102 получили неполную конфигурацию с 3584 ядрами и 224 текстурными блоками. Аналогичная конфигурация и у нового серийного флагмана GeForce GTX 1080 Ti. Также в активе новичка 88 блоков ROP при 2,8 МБ кэш-памяти L2 (у GP104 лишь 2 МБ). Гибкая структура новой системы памяти позволила достичь необычной конфигурации шины общей разрядностью в 352 бита, из-за чего объем памяти у видеокарты 11 ГБ. Таким образом, сохраняется некое преимущество Titan X, в активе которого 12 ГБ. Впрочем, для рядового игрока даже 11 ГБ хватит с головой для самых современных игр. При этом память у GeForce GTX 1080 Ti работает на рекордной частоте в 11 ГГц.
После выпуска GeForce GTX 1080 Ti компания NVIDIA представила и полный вариант GP102 в лице Titan Xp. GeForce GTX 1080 Ti идентичен Titan Xp по конфигурации рабочих частот. Базовое значение GPU в 1480 МГц обеспечивается даже в самых экстремальных условиях эксплуатации. Технология GPU Boost повышает частоту ядра, пока не превышены лимиты по мощности и температуре. Среднее значение Boost 1582 МГц, но максимум традиционно выше.
Сравнить все актуальные решения на базе GP102 с их предшественниками можно по нижней таблице.
Видеоадаптер | Titan Xp | Titan X | GeForce GTX 1080 Ti | GeForce GTX 1080 | GeForce GTX 980 Ti |
---|---|---|---|---|---|
Ядро | GP102 | GP102 | GP102 | GP104 | GM200 |
Количество транзисторов, млн. шт | 12000 | 12000 | 12000 | 7200 | 8000 |
Техпроцесс, нм | 16 | 16 | 16 | 16 | 28 |
Площадь ядра, кв. мм | 471 | 471 | 471 | 314 | 601 |
Количество потоковых процессоров | 3840 | 3584 | 3584 | 2560 | 2816 |
Количество текстурных блоков | 240 | 224 | 224 | 160 | 176 |
Количество блоков рендеринга | 96 | 96 | 88 | 64 | 96 |
Частота ядра, МГц | 1480–1582 | 1417–1531 | 1480–1582 | 1607–1733 | 1000–1075 |
Шина памяти, бит | 384 | 384 | 352 | 256 | 386 |
Тип памяти | GDDR5X | GDDR5X | GDDR5X | GDDR5X | GDDR5 |
Частота памяти, МГц | 11008 | 10008 | 11008 | 10010 | 7010 |
Объём памяти, МБ | 12288 | 12288 | 11264 | 8192 | 6144 |
Поддерживаемая версия DirectX | 12.1 | 12.1 | 12.1 | 12.1 | 12 |
Интерфейс | PCI-E 3.0 | PCI-E 3.0 | PCI-E 3.0 | PCI-E 3.0 | PCI-E 3.0 |
Мощность, Вт | 250 | 250 | 250 | 180 | 250 |
GeForce GTX 1080 Ti сочетает все преимущества архитектуры Pascal и поддерживает технологии, которые актуальны и для GeForce GTX 1080. Среди них высокая эффективность ПСП благодаря прогрессивным методам сжатия данных в буфере кадра. Также определенное преимущество дает тайловое кеширование, когда изображение разбивается на фрагменты (тайлы), что позволяет оптимизировать обработку геометрии и пикселей для каждого тайла. Этот метод позволяет эффективнее использовать ресурсы кэша L2, снижая нагрузку на внешнюю память.
И все это сочетается с 352-битной шиной и рекордной частотой микросхем GDDR5X. При физической пропускной способности 484 ГБ/с теоретическая пиковая может достигать 1,2 ТБ/с. Впрочем, эффективность дополнительных улучшений серьезно зависит от каждого конкретного приложения.
Решения NVIDIA хорошо оптимизированы для работы в среде DirectX 11, что обеспечивается многолетней поддержкой со стороны инженеров и программистов. Благодаря наличию удобного инструментария этот API еще остается основным для многих игровых разработчиков. DirectX 12 дает больше возможностей для контроля ресурсов GPU, позволяет лучше использовать многопоточные возможности процессоров и более эффективно выполнять комбинированные операции, сочетая графические и другие вычисления, в том числе благодаря Async Compute. Решения NVIDIA поколения Pascal в полной мере поддерживают все возможности нового API на аппаратном уровне, включая перспективные асинхронные вычисления. Но внедрение DirectX 12 требует больше затрат со стороны разработчиков, а польза от этого пока небольшая. Многие игры получают какое-то преимущество в производительности от DirectX 12 лишь спустя несколько месяцев с момента релиза после серии обновлений. Примером этому являются Rise of The Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided и сезонный Hitman. И это удачные примеры, ведь иногда DirectX 12 привносит лишь падение fps и ничего более.
NVIDIA старается улучшить ситуацию, обеспечивая программную поддержку своих продуктов и внедряя новые инструменты разработчиков для отладки кода. Недавно компания Microsoft представила утилиту PIX для отладки под DirectX 12, а NVIDIA предлагает nSight Visual Studio Edition 5.3 и NVIDIA Aftermat. Эти программы помогут разработчикам в работе с DirectX 12 при поиске и устранении ошибок.
Ситуация с программной поддержкой тоже постоянно улучшается. Вместе со стартом GeForce GTX 1080 Ti выпущен новый драйвер, который серьезно ускоряет ряд игр под DirectX 12. И доработка драйверов позволила добиться заметного ускорения в упомянутых уже Rise of The Tomb Raider, Hitman и других играх.
Также компания расширяет возможности применения эффектов GameWorks, внедряя и для них поддержку нового DirectX 12. Данная инициатива основа на инструментарии готовых графических технологий и эффектов, которые просты в интеграции и позволяют улучшить визуальное исполнение игры. Поддержка NVIDIA GameWorks присутствует во многих современных играх, отдельные технологии поддерживаются в последних версиях движков Unreal Engine, Unity и Amazon Lumberyard.
Широкое применение нашла технология фонового затенения HBAO+, которая дает более качественную и проработанную картинку относительно SSAO и других алгоритмов. Отлично показала себя технология симуляции объемного освещения Volumetric Lighting. Именно такое освещение вы наблюдали в Fallout 4, также в эту игру уже интегрирована поддержка HBAO+ и физические эффекты с осколками на базе Flex.
Еще одним примером GameWorks является технология HairWorks, которая позволяет симулировать сложный волосяной покров и шерсть. Технология активно применялась в The Witcher 3: Wild Hunt. Теперь HairWorks работает под DirectX 12, и вскоре мы можем увидеть новые игры с аналогичными эффектами.
Среди новых эффектов нужно выделить Turf Effects для симуляции сложной травы с раздельной геометрией травинок.
Технология применяется в Tom Clancy’s Ghost Recon: Wildlands. Сама игра демонстрирует отличную картинку и поддерживает много других технологий NVIDIA. Подробнее о технологических возможностях Ghost Recon: Wildlands с демонстрацией эффектов GameWorks в специальном видео:
Симуляция различных динамических сред является сложной задачей, которую позволяют решить разные инструменты GameWorks. Динамически изменяющуюся в реальном времени воду можно реализовать на базе WaveWorks, технология Flex позволяет моделировать поведение рассыпчатых твердых тел, Flow симулирует потоки и газы, Blast можно использовать для разрушаемых объектов, NvCloth позволит реализовать реалистичные ткани.
Большинство техник работает под DirectX 12, включая перспективные Flex и Flow. В качестве примера реализации Flow приведем небольшое техническое видео с демонстрацией новой технологии.
Оптимизация под новый API включает поддержку асинхронных вычислений, что позволяет GPU более эффективно просчитывать такие эффекты и получить реальное ускорение на новых видеокартах. И по оценке специалистов NVIDIA поддержка Async Compute обеспечивает двукратное ускорение просчета эффектов Flex на том же GeForce GTX 1080.
Новые GameWorks поддерживают DirectCompute и работают на любых графических устройствах. Так что вы можете играть с новыми эффектами и на видеокартах от AMD. Впрочем, и на нынешний момент почти все эффекты работают на Radeon.
Новой сферой применения GPU стали нейронные сети в системах искусственного интеллекта. В частности, NVIDIA активно работает в сфере устройств искусственного интеллекта для беспилотных автомобилей. Но есть определенная практическая польза и для обычных пользователей ПК. На базе самообучающихся нейронных сетей реализованы технологии распознавания лиц и прогрессивные методы масштабирования изображения.
Обрастает новыми возможностями программный комплекс GeForce Experience, который позволяет автоматически оптимизировать настройки игр под вашу видеокарту, обновлять драйверы и использовать дополнительные функции.
Частью этих функций является захват видео при помощи ShadowPlay. Кодировкой занимается встроенный видеоблок в GPU, падения производительности в игре практически отсутствует, качество видео на выходе очень высокое, поддерживается разрешение 4K. А новое расширение ShadowPlay Highlights упростит захват ярких моментов. Программа автоматически отслеживает активность игрока и записывает самые насыщенные игровые эпизоды.
Невероятные возможности дает игрокам Ansel. Приложение позволяет создавать скриншоты с необычных ракурсов благодаря свободной камере, применять цветовые фильтры, создавать панорамные картинки и увеличивать разрешение конечного изображения.
Возможности Ansel понравились игрокам. Отмечается, что пользователи сделали уже более 200 тысяч скриншотов в The Witcher 3 при помощи Ansel.
Кроме указанной игры Ansel поддерживается в War Thunder, Wathc Dogs 2, Dishonored 2, Mass Effect: Andromeda и многих других играх. SDK доступен в публичном доступе, так что интегрировать Ansel в свой проект может каждый разработчик.
Виртуальная реальность VR является одним из интенсивно развивающихся направлений. Системы VR нашли применение не только в развлекательной индустрии, но и в специализированных задачах. В статье по технологиям Pascal мы писали, что особые техники проецирования изображения позволяют экономить ресурсы GPU и ускорять обработку VR. Технологии NVIDIA VRWorks обеспечивают ускорение рендеринга в режиме виртуальной реальности от 20% до 60% и выше.
Сочетание максимальной производительности и технологической поддержки делает GeForce GTX 1080 Ti лучшим выбором для тех, кто хочет прикоснуться к миру виртуальной реальности.
После изучения общих архитектурных особенностей и технологических инноваций пора взглянуть на видеокарту референсного дизайна.
GeForce GTX 1080 Ti Founders Edition
Новый флагман NVIDIA предлагает улучшенное относительно товарищей охлаждение и усиленное питание.
Внешне GeForce GTX 1080 Ti отличается от GeForce GTX 1080 только названием на корпусе. Референсные версии Founders Edition выполнены в одном дизайне.
Серебристый корпус сочетается с черными элементами и крупными винтами, что вместе с многочисленными изгибами создает особый «металлизированный» индустриальный стиль, присущий видеокартам GeForce. Общая длина адаптера составляет 26,5 см.
Обратная сторона защищена металлической пластиной с рельефным рисунком и названием видеокарты.
Сбоку имеется крупная надпись GeForce с зеленой подсветкой. В углу присутствуют два разъема питания — на 6 и 8 контактов.
В результате оптимизации конструкции был упразднен разъем DVI. Это позволило освободить место на задней панели и сделать больше отверстий для выдува воздуха, немного повысив эффективность «турбины». Осталось четыре интерфейсных разъема: три DisplayPort и один HDMI.
Пластина с обратной стороны состоит из двух половинок. Основная ее функция — защитная, но одна из пластин контактирует еще с контроллером питания на поверхности текстолита, тем самым охлаждая его.
Общая компоновка кулера выглядит весьма знакомо, все как у GeForce GTX 1080 и более ранних видеокарт. Крупное основание накрывает плату, отводя тепло от всех важных компонентов в цепи питания и микросхем памяти. Есть дополнительный радиатор у края платы для лучшего охлаждения узла питания. Съемный черный радиатор у графического чипа.
Радиатор GPU по габаритам и конструкции не отличается от стандартного.
В основании крупная испарительная камера. Заявлено об улучшении ее эффективности. В сочетании с большим числом отверстий на задней панели это может дать небольшой позитивный эффект для роста эффективности стандартного кулера. Надо отметить, что охлаждение такого типа хорошо справлялось с GeForce GTX 980 Ti при его TDP 250 Вт. А тут при тех же значениях оно точно будет не хуже.
Взглянем на печатную плату. В сравнении с GeForce GTX 1080 схемотехника сложнее, больше фаз.
Подсистема питания ядра насчитывает семь фаз с двумя транзисторами на канал. В узле питания памяти GDDR5X две фазы.
Полная маркировка процессора — GP102-350-K1-A1. В данном случае, напомним, он оперирует 3584 потоковыми процессорами из 3840 возможных.
Распаяно 11 микросхем памяти Micron 6XA77 D9VRL общим объемом 11 ГБ.
Базовая частота ядра 1481 МГц при Boost Clock 1582 МГц. Скорость обмена данными у памяти соответствует 11 ГГц.
По температурно-шумовым характеристикам GeForce GTX 1080 Ti не сильно отличается от GeForce GTX 1080. Но если у младшей видеокарты ограничение по температуре 83 °C, у Ti-версии это 84 °C. При эксплуатации на открытом стенде в помещении с температурой 22 °C скорость вращения вентилятора при игровой нагрузке около 2400 об/мин, что чуть выше в сравнении с GeForce GTX 1080. Шум умеренный.
Краткие всплески Boost в моменты переключения режимов достигают 1898 МГц, но средние частоты Boost ближе к уровню 1700 МГц и ниже. В Deus Ex: Mankind Divided частота ядра варьировалась в пределах 1683–1797 МГц, в Tom Clancy’s The Division примерно 1658–1749 МГц.
Среди тестовых приложений лишь в Ghost Recon: Wildlands средний уровень частот стабильно выше 1747 МГц. Ниже пример нагрузки при семикратной прогоне бенчмарка в 4K с настройками Very High.
Стоит отметить, что у столь мощной видеокарты с TDP 250 Вт итоговый уровень частот будет отчасти зависеть от условий эксплуатации. В тесном корпусе при жестких температурных условиях предельная температура будет достигаться быстрее, приводя к более быстрому снижению Boost. Но поскольку речь идет о топовом продукте, предполагается, что потенциальный покупатель обеспечит нормальные условия и получит максимум от своей видеокарты.
Разгон позволяет дополнительно увеличить этот максимум. Начальные частоты ядра у GeForce GTX 1080 Ti примерно на одном уровне с GeForce GTX 1080. А как обстоят дела при разгоне? В ходе наших экспериментов мы достигли уровня около 2 ГГц, совсем незначительно проиграв по частотам форсированному видеоадаптеру GeForce GTX 1080. По базовой мы достигли 1641 МГц при пиковом значении Boost до 2050 МГц.
При повышении лимита мощности до максимума (120%) и ускорении обдувающего вентилятора средняя частота GPU поддерживалась на уровне 2000 МГц и ниже. Так, в Deus Ex: Mankind Divided при 4K частоты варьировались в диапазоне 1974–2025 МГц, а в The Division при 4K падали даже до 1949–1962 МГц. Память удалось разогнать до 6048 (12096) МГц. Это проиллюстрировано ниже.
В более простых режимах и более простых играх частоты могли превышать планку в 2 ГГц, приближаясь к максимуму. В любом случае, разгон GeForce GTX 1080 Ti требует мощного охлаждения. На обычной видеокарте он возможен при ручном ускорении вентилятора до крайне шумного режима. Это пригодно для того, чтобы испытать возможности видеокарты в 3DMark, но о практическом применении такого разгона говорить не приходится. Это возможно на нереференсных видеокартах с улучшенным охлаждением. С некоторыми из таких моделей GeForce GTX 1080 Ti мы познакомим вас в ближайшее время.
У GeForce GTX 1080 Ti нет конкурента со стороны AMD. Поэтому наше знакомство с новинкой будет включать тестирование в тяжелых режимах и сравнение с GeForce GTX 1080, который около года занимал старшую позицию в рейтинге игровых графических решений.
Характеристики тестируемых видеокарт
Сравним две референсные модели видеокарт NVIDIA. Подробнее о GeForce GTX 1080 в отдельной статье.
Видеоадаптер | GeForce GTX 1080 Ti | GeForce GTX 1080 |
---|---|---|
Ядро | GP102 | GP104 |
Количество транзисторов, млн. шт | 12000 | 7200 |
Техпроцесс, нм | 16 | 16 |
Площадь ядра, кв. мм | 471 | 314 |
Количество потоковых процессоров | 3584 | 2560 |
Количество текстурных блоков | 224 | 160 |
Количество блоков рендеринга | 88 | 64 |
Частота ядра, МГц | 1480–1582 | 1607–1733 |
Шина памяти, бит | 352 | 256 |
Тип памяти | GDDR5X | GDDR5X |
Частота памяти, МГц | 11008 | 10010 |
Объём памяти, МБ | 11264 | 8192 |
Поддерживаемая версия DirectX | 12.1 | 12.1 |
Интерфейс | PCI-E 3.0 | PCI-E 3.0 |
Мощность, Вт | 250 | 180 |
Тестовый стенд
Конфигурация тестового стенда следующая:
- процессор: Intel Core i7-6950X (3,0@4,1 ГГц);
- кулер: Noctua NH-D15 (два вентилятора NF-A15 PWM, 140 мм, 1300 об/мин);
- материнская плата: MSI X99S MPower (Intel X99);
- память: G.Skill F4-3200C14Q-32GTZ (4×8 ГБ, DDR4-3200, CL14-14-14-35);
- системный диск: Intel SSD 520 Series 240GB (240 ГБ, SATA 6Gb/s);
- дополнительный диск: Hitachi HDS721010CLA332 (1 ТБ, SATA 3Gb/s, 7200 об/мин);
- блок питания: Seasonic SS-750KM (750 Вт);
- монитор: ASUS PB278Q (2560х1440, 27″);
- операционная система: Windows 10 Pro x64;
- драйвер: NVIDIA GeForce 381.65.
Тестирование проводилось в разрешениях 2560×1440 и 3840×2160 при максимальных или высоких настройках графики.
Методика тестирования
Battlefield 4
Тестирование проводилось в первой миссии после подрыва стены. Повторялась пробежка по небольшому участку с густой растительностью перед спуском на крупную строительную площадку. Частота кадров измерялась при помощи Fraps.
Все параметры графики на Ultra, мультисемплинг MSAA в режиме 4x.
Battlefield 1
Тестирование проводилось путем переигрывания небольшого игрового эпизода в начале задания «Мыс Геллес», где обыгрывается штурм Галлиполи. Бойцы высаживаются на берег под плотным артиллерийским огнем, и при обильных взрывах производительность проседает сильнее, чем в большинстве других игровых моментах. Выполнялось по семь повторов.
Выбрано Ultra-качество, отключено ограничение видеопамяти. Тестирование проведено в DirectX 11 при помощи Fraps.
Deus Ex: Mankind Divided
Для тестирования использовался встроенный бечнмарк, который прогонялся не менее семи раз.
Выбран профиль Ultra-качества для разрешения 2560×1440 и Very High под 3840×2160. Все тесты проведены в режиме DirectX 12.
Dishonored 2
Тестирование проходило сразу после прибытия в Карнаку, совершалась прогулка по портовой локации. Это один из самых тяжелых уровней в игре, поэтому производительность тут весьма показательна.
Выбран профиль максимального качества Ultra, включены все эффекты, затенение HBAO+. Отключено адаптивное разрешение, которое ухудшает качество изображения с целью повышения fps.
Fallout 4
Тестирование проводилось при помощи Fraps сразу после выхода из убежища в начале игры. Совершалась небольшая прогулка по окрестностям с обилием растительности и насыщенными лучами света. Сцены с таким окружением приводят к наиболее заметным снижениям производительности. Порядок действий отражен ниже.
Выбран профиль максимального качества графики. В более низком разрешении дополнительно задействовано затенение HBAO+.
Gears of War 4
Использовался встроенный игровой бенчмарк, который прогонялся по 6–7 раз.
Выбрано максимальное качество графики Ultra, активны дополнительные функции DirectX 12 (Async Compute и т.д.).
Grand Theft Auto 5
Для тестирования использовался встроенный бенчмарк. Пять повторов. Для комплексной оценки рассчитывался средний fps по итогам всех тестовых сцен. Минимальный fps измерялся при помощи Fraps по итогам полного прохода бечнмарка.
Все основные настройки графики на максимуме, активны дополнительные параметры — дальность подгрузки детализированных объектов (Extended Distance Scaling) и пункт «длина теней» (Extended Shadows Distance) +100% к базовому уровню. При разрешении 2560×1440 включено сглаживание MSAA 4x, в более высоком разрешении активно FXAA.
Titanfall 2
Тестирование проводилось при помощи Fraps в начале первой миссии после пролога. Выполнялась определенная последовательность действий на большой локации со сложным ландшафтом. Не менее семи повторов для каждого режима.
Выбрано максимальное качество всех графических параметров, включая «безумное» качество текстур. Дополнительно отключено адаптивное разрешение (Adaptive Resolution). При разрешении 2560×1440 активно тяжелое сглаживание MSAA 4x, при 4K использовалось сглаживание TSAA.
The Witcher 3: Wild Hunt
Тестирование проводилось при помощи Fraps. Измерялся fps во время поездки по дороге в селение Белый Сад. Не менее шести повторов и дополнительная тестовая сессия для самого простого режима графики.
Задействованы максимальные установки графики, активны все эффекты постобработки и затенение HBAO+. При разрешении 2560×1440 включена технология HairWorks, тестирование в 4K проводилось при ее отключении.
Tom Clancy’s Ghost Recon: Wildlands
Для тестирования задействован встроенный игровой бенчмарк, который прогонялся по семь раз.
Выбраны предустановки максимального Ultra-качества для разрешения 2560×1440 и Very High под более высокое разрешение.
Tom Clancy’s The Division
Встроенный тест производительности прогонялся не менее семи раз для каждого режима.
Выбран профиль максимального качества. Для 2560×1440 дополнительно повышены до максимума те параметры, которые не выставлены на этот уровень изначально (качество отражений, фоновое затенение HBAO+, детализация). В разрешении 3840×2160 мы ограничились обычным Ultra-качеством.
Watch Dogs 2
Тестирование в данной игре немного отличается от предыдущих обзоров. В данном случае выполнялась прогулка в районе Пало-Альто с пробежкой по улицам и ближней роще с деревьями и густой травой.
Выбран профиль максимального качества графики Ultra при разрешении 2560×1440. Для более высокого разрешения аналогичные установки графики сочетались с активацией параметра «Временная фильтрация».
3DMark Fire Strike
Тест Fire Strike из последнего тестового пакета 3DMark. Тестирование проведено в режимах Extreme (2560×1440) и Ultra (3840×2160).
3DMark Time Spy
Новый бенчмарк под DirectX 12, запускался с настройками по умолчанию.
Энергопотребление
Приведены результаты по итогам измерений в пяти приложениях:
- Deus Ex: Mankind Divided;
- Gears of War 4;
- Grand Theft Auto 5;
- Tom Clancy’s Ghost Recon: Wildlands;
- Tom Clancy’s The Division.
В расчет брались пиковые значения во время каждого прогона, на основе которых рассчитывалось среднее значение по итогам тестирования в обоих разрешениях, а потом вычислялось общее среднее значение. Данные снимались при помощи прибора Cost Control 3000.
Результаты тестирования
Battlefield 4
Изучение результатов начинаем с более раннего Battlefield 4. При разрешении 2560×1440 даже GeForce GTX 1080 демонстрирует среднюю частоту на уровне 100 fps, результаты Ti-версии выше на 35%. В 4K новый флагман берет рубеж в 70 кадров даже при начальных частотах, и это в тяжелой тестовой сцене.
Battlefield 1
В Battlefield 1 преимущество GeForce GTX 1080 Ti над предшественником более 30%. Разгон придает дополнительное ускорение в 13%. В разрешении 4K производительность на уровне 45–51 fps не сильно впечатляет, но это в крайне тяжелом тестовом эпизоде. Зачастую частота кадров выше, а при небольшой коррекции настроек вы легко выйдете и на более комфортные значения fps.
Deus Ex: Mankind Divided
В 4K наблюдался большой разброс результатов минимального fps. Итоговые данные тут сильно округлены, поэтому их нужно сравнивать с учетом возможной погрешности.
В тесте Mankind Divided разница между видеоадаптерами на уровне 31–34% при начальных частотах. И если с Ultra-режимом оба товарища справляются при формате 2560×1440, то под 4K уже приходится снижать настройки графики. При этом GeForce GTX 1080 едва выдает около 30 fps в бенчмарке, а GeForce GTX 1080 Ti уверенно преодолевает рубеж в 40 fps. Встроенный тест моделирует весьма тяжелую сцену, так что в реальной игре большую часть времени производительность выше. Поэтому никакого серьезного дискомфорта в 4K на новом видеоадаптере GeForce GTX 1080 Ti не будет.
Dishonored 2
В более низком разрешении Dishonored 2 разница между соперниками на уровне 32–33%, при переходе к 4K уже 37–40%. Такой разрыв младший GeForce GTX 1080 никаким разгоном не компенсирует. GeForce GTX 1080 Ti за счет своего повышения частот улучшает показатели на 8–12%. Стоит отметить, что игра отличается дикими требованиями к видеопамяти, загружая почти весь доступный объем видеобуфера. В тестовой сцене на GeForce GTX 1080 Ti загружалось до 9,2 ГБ видеопамяти при максимальном разрешении, на GeForce GTX 1080 показатели загрузки ниже 8 ГБ.
Fallout 4
Серьезный разрыв между товарищами и в Fallout 4. В более низком разрешении при сравнении на стандартных частотах новый GeForce GTX 1080 Ti быстрее на 33–37%, а в 4K преимущество 37–40%. Повышение частот обеспечивает рост результатов примерно на 10%.
Gears of War 4
На фоне предыдущих игр разница между видеоадаптерами в Gears of War 4 не столь значительная. Возможно, потенциал новичка сдерживает CPU. В более низком разрешении разница между картами на уровне 15–25%, а с повышением разрешения достигает 28%. Результаты во втором режиме впечатляют, а разгон и вовсе позволяет получить 60 fps на GeForce GTX 1080 Ti. Игра смогла загрузить до 7 ГБ видеопамяти на флагманском решении NVIDIA.
Grand Theft Auto 5
По итогам тестирования в GTA 5 преимущество GeForce GTX 1080 Ti менее 28%. При этом четко видно, что простой GeForce GTX 1080 в другой категории, и никакой разгон не компенсирует его отставание. Показатели Ti-версии в 4K с простым сглаживанием FXAA очень высокие, на этом видеоадаптере можно включать и более ресурсоемкие варианты MSAA.
Titanfall 2
У GeForce GTX 1080 Ti высокие показатели в Titanfall 2 при обоих разрешениях. В режиме 2560×1440 преимущество над предшественником до 25%, с повышением разрешения это стабильные 29%. В простом режиме разгон дает ускорение менее 7%, в более тяжелом режиме более 10%.
The Witcher 3: Wild Hunt
Мечтали поиграть в Witcher 3 при разрешении 3840×2160? Теперь это возможно на GeForce GTX 1080 Ti, который обеспечивает более 50 fps в Ultra-режиме. Включение HairWorks может дать определенные просадки, но тонкие настройки качества волос и дополнительных параметров постобработки это компенсирует. Кстати, все это детально разобрано в нашей специальной статье о нюансах графических настроек этой игры. В 4K разница между GeForce GTX 1080 Ti и GeForce GTX 1080 на уровне 35–36%, а в более низком разрешении около 30%.
Tom Clancy’s Ghost Recon: Wildlands
Этот новый шутер в открытом мире отличается крайне высокими серьезными системными требованиями. Поэтому для 4K пришлось ограничиться не самыми высокими установками графиками. Разница между видеоадаптерами до 27% в более низком разрешении и 30–33% в более тяжелом режиме. Разгон ускоряет GeForce GTX 1080 Ti примерно на 12%. Подробнее о производительности в Ghost Recon: Wildlands на более простых видеокартах в отдельной статье.
Tom Clancy’s The Division
В The Division мы видим стабильное преимущество в 35% по среднеигровой частоте кадров у GeForce GTX 1080 Ti. По минимальному fps разница еще больше, но из-за серьезного разброса и возможной погрешности эти показатели мы оцениваем с осторожностью. Оба видеоадаптера получают примерно одинаковое ускорение при разгоне, который эквивалентен приросту до 13% относительно начальных результатов.
Watch Dogs 2
В обоих тестовых режимах Watch Dogs 2 наблюдается одинаковое соотношение между соперниками с разницей около 31,5%. GeForce GTX 1080 Ti легко справляется с режимом WQHD и демонстрирует хороший fps в 4K. Отметим, что показатели во втором режиме возможны лишь при включении «Временной фильтрации», которая использует определенные алгоритмы для ускорения рендеринга. Это дает хороший прирост в производительности при минимальных артефактах и потерях в качестве картинки. Загрузка видеопамяти при тестировании достигала пикового значения в 6,4 ГБ, при долгих игровых сессиях она будет еще выше.
3DMark Fire Strike
Завершим тестирование подборкой результатов в разных тестах 3DMark.
В 3DMark Fire Strike у GeForce GTX 1080 Ti преимущество 32–33% относительно более простого товарища NVIDIA. При сравнении разогнанных видеоадаптеров разрыв примерно на том же уровне.
3DMark Time Spy
В бенчмарке Time Spy под DirectX 12 наблюдается привычный разрыв в 33%. Разгон ускоряет GeForce GTX 1080 Ti еще на 10%, а GeForce GTX 1080 при повышении частот улучшает свои показатели на 11%.
Энергопотребление
Новый GeForce GTX 1080 Ti серьезно отличается и в уровне потребляемой мощности, заметно превосходя по показателям даже форсированный GeForce GTX 1080. Разгон тоже связан с заметным увеличением энергопотребления, хотя и дает небольшой рост производительности.
Выводы
С выпуском GeForce GTX 1080 Ti компания NVIDIA закрепила позицию лидера на рынке графических устройств. Конкурент никак не выпустит свой аналог для прошлогоднего короля игровой графики, а тут уже совершенно новое решение с впечатляющим ростом производительности, на котором можно играть в современные игры при разрешении 4K. Серьезное преимущество GeForce GTX 1080 Ti над GeForce GTX 1080 обеспечивается применением нового графического чипа GP102 с 3584 потоковыми процессорами. Попутно увеличена пропускная способность памяти — шина 352 бита сочетается с рекордными частотами микросхем GDDR5X. Все это делает GeForce GTX 1080 Ti самым быстрым графическим ускорителем для игр, который обеспечит максимально возможную производительность. Альтернативой может стать лишь Titan Xp, который придется заказывать в заграничных магазинах и серьезно переплачивать за каждый дополнительный процент производительности.
По итогам тестирования преимущество GeForce GTX 1080 Ti над GeForce GTX 1080 на уровне 25–40%. Но нужно отметить, что максимальное преимущество заметно в самом высоком разрешении 4K. В более простых режимах мы иногда упираемся в ограничения, обусловленные производительностью других компонентов ПК. И если ориентироваться на самые тяжелые игры и режим 4K, то можно смело говорить о стабильном отрыве в 33–35% при максимуме в 40%. Все это сочетается с не менее серьезным ростом энергопотребления и тепловыделения. Кулер референсных версий Founders Edition неплохо справляется с охлаждением при умеренном шуме с ограничением по температуре ядра в 84 °C. По своим температурно-шумовым характеристикам подобные видеокарты вполне соответствуют флагманам прошлого и позапрошлого поколения. Такие модели позволяют комфортно играть при максимальной производительности, но только со стандартными частотами. Если вы хотите выжать из GeForce GTX 1080 Ti еще больше, это потребует серьезного улучшения охлаждения. Поэтому тем, кто любит разгонять графические карты, необходимо сразу присматриваться к нереференсным версиям с мощными кулерами. Некоторые из них мы рассмотрим в ближайшее время.
Наряду с развитием технических устройств компания NVIDIA занимается и улучшением программной поддержки. Доработка драйверов позволяет в некоторых играх реализовать то самое преимущество в производительности DirectX 12, о котором много говорилось, но его не было на старте. Поэтому и мы потихоньку переводим некоторые тестовые приложения в режим DirectX 12. Расширяется набор эффектов, которые могут быть реализованы в играх при помощи инструментов NVIDIA GameWorks. Также расширяется функционал программного обеспечения для пользователей. Ansel дает невероятные возможности для получения красивых скриншотов, а ShadowPlay получит больше возможностей для автоматического захвата видео зрелищных игровых моментов.
Обзор видеокарты ASUS ROG Strix GeForce GTX 1080 Ti: выбор чемпионов
В последнее время наше внимание было в основном обращено на серию видеокарт Radeon RX 500, основанную на обновленных чипах Polaris. Перед AMD стояла задача поправить неустойчивое положение, которое заняли старшие видеокарты 400-го семейства в соответствующей ценовой категории, и это вызывает понятный интерес. Современные продукты NVIDIA, с другой стороны, прекрасно себя чувствуют в любой нише — куда бы мы ни посмотрели. Тем не менее ускорители GeForce 10-й серии продолжают развиваться в той области, которая на данный момент (вплоть до уже скорого пришествия архитектуры Vega в массовые ПК) недоступна AMD. Речь идет о топовых игровых видеокартах, среди которых безраздельно властвуют GeForce GTX 1080 и GTX 1080 Ti, тогда как марка Radeon R9 Fury окончательно сошла с дистанции.
В текущем поколении NVIDIA довела до совершенства конструкцию референсных ускорителей с центробежным кулером (которая, начиная с серии GeForce 700, и так была вполне качественной). В результате системы охлаждения способны обеспечивать эффективный разгон и отвод тепла на уровне «премиальных» продуктов сторонних производителей. Однако партнеры NVIDIA, не связанные ограничениями стандартного двухслотового дизайна с закрытой системой охлаждения, всегда могут добиться большего. Сегодня мы рассмотрим видеокарту на основе спецификаций GeForce GTX 1080 Ti из заслуженной серии ASUS ROG Strix и узнаем, что она может предложить геймеру и оверклокеру такого, на что не способна GeForce GTX 1080 Ti Founders Edition.
⇡#Технические характеристики, комплект поставки, цена
ASUS ROG Strix GeForce GTX 1080 Ti поставляется в двух вариантах, различающихся тактовыми частотами GPU. В модели с индексом 11G-GAMING графический процессор работает на частотах 1518/1632 МГц — Base Clock и Boost Clock соответственно в режиме гарантированного разгона, который активируется в утилите GPU Tweak II. В версии O11G-GAMING частоты увеличены до 1594/1708 МГц, а это, к сведению, предельный оверклокинг в ручном режиме, на который был способен наш экземпляр GeForce GTX 1080 Ti Founders Edition. В итоге старший ROG Strix GTX 1080 Ti превосходит эталонную видеокарту на 114 и 126 МГц по базовой и boost-частотам. Если учесть, насколько широким конвейером обладает графический процессор GP102, можно рассчитывать на значительный прирост частоты смены кадров в играх, а уверенность производителя в работе на столь высоких тактовых частотах внушает надежду, что это не предел для ROG Strix GTX 1080 Ti.
Кроме того, ASUS гарантирует разгон оперативной памяти ускорителя с референсных 11010 МГц до 11100 МГц. Прирост пропускной способности RAM абсолютно символический, но примечателен сам факт, так как штатные частоты микросхем памяти производители видеокарт в большинстве случаев не превышают.
Производитель | NVIDIA | ASUS | |
---|---|---|---|
Модель | GeForce GTX 1080 Ti | ASUS ROG Strix GeForce GTX 1080 Ti | ASUS ROG Strix GeForce GTX 1080 Ti |
Артикул | — | ROG-STRIX-GTX1080TI-11G-GAMING | ROG-STRIX-GTX1080TI-O11G-GAMING |
Графический процессор | |||
Название | GP102 | GP102 | GP102 |
Микроархитектура | Pascal | Pascal | Pascal |
Техпроцесс, нм | 16 нм FinFET | 16 нм FinFET | 16 нм FinFET |
Число транзисторов, млн | 12 000 | 12 000 | 12 000 |
Тактовая частота, МГц: Base Clock / Boost Clock | 1480/1582 | 1518/1632 | 1594/1708 |
Число шейдерных ALU | 3 584 | 3 584 | 3 584 |
Число блоков наложения текстур | 224 | 224 | 224 |
Число ROP | 88 | 88 | 88 |
Оперативная память | |||
Разрядность шины, бит | 352 | 352 | 352 |
Тип микросхем | GDDR5X SDRAM | GDDR5X SDRAM | GDDR5X SDRAM |
Тактовая частота, МГц (пропускная способность на контакт, Мбит/с) | 1376 (11010) | 1389,25 (11114) | 1389,25 (11114) |
Объем, Мбайт | 11 264 | 11 264 | 11 264 |
Шина ввода/вывода | PCI Express 3.0 x16 | ||
Производительность | |||
Пиковая производительность FP32, GFLOPS (из расчета максимальной указанной частоты) | 11 340 | 11 698 | 12 243 |
Производительность FP32/FP64 | 1/16 | 1/16 | 1/16 |
Пропускная способность оперативной памяти, Гбайт/с | 484 | 489 | 489 |
Вывод изображения | |||
Интерфейсы вывода изображения | DL DVI, HDMI 2.0b, DisplayPort 1.3/1.4 | ||
TDP, Вт | 250 | НД | НД |
Средняя розничная цена (США, без налога), $ | 699 (Founders Edition, nvidia.ru) | 779 (newegg.com) | 809 (newegg.com) |
Средняя розничная цена (Россия), руб. | 52 990 (Founders Edition, nvidia.ru) | 68 000 (market.yandex.ru) | 70 820 (market.yandex.ru) |
Естественно, видеокарта с такими возможностями — один из самых дорогих вариантов GeForce GTX 1080 Ti на рынке. Если цена референсной модели (Founders Edition) в интернет-магазине NVIDIA составляет 52 990 руб., а простейшие образцы GTX 1080 Ti сторонних производителей доступны от 60 500 руб., то за ROG Strix GTX 1080 Ti придется отдать в среднем 68 000 либо 70 820 рублей — в зависимости от ее штатных частот.
Видеокарта укомплектована диском с ПО, бумажной документацией, переходником с двух шестиконтактных на один восьмиконтактный разъем питания и брендированными кабельными стяжками. По современным стандартам, когда даже самые изысканные видеокарты сопровождает минимум аксессуаров, и за это можно сказать спасибо.
⇡#Конструкция
Перед нами весьма крупная — даже по меркам ускорителя на базе GPU первого эшелона — видеокарта. ROG Strix GTX 1080 Ti насчитывает 298 мм в длину, а это лишь немногим меньше, чем у двух действующих рекордсменов среди графических карт — Radeon HD 7990 и Radeon R9 295X2 (307 мм). К тому же по толщине устройство занимает сразу два с половиной слота расширения. На такие меры пришлось пойти, чтобы вместить в кожух огромный радиатор системы охлаждения и три крыльчатки диаметром 92 мм.
По остальным внешним признакам ROG Strix GTX 1080 Ti cоответствует другим высокопроизводительным моделям серии Strix. Прозрачные полоски на кожухе системы охлаждения и фигурная прорезь на защитной пластине с обратной стороны освещаются RGB-диодами. Есть разъемы для подключения двух корпусных вентиляторов с возможностью регулировать их обороты в автоматическом либо ручном режиме и контакты для питания светодиодных лент. Функция фирменного ПО — Aura Sync позволяет синхронизировать подсветку ускорителя с подсветкой материнской платы (при условии, что это плата ASUS).
ASUS применяет вентиляторы, защищенные по стандарту IP-5X, что означает высокую (но не абсолютную) степень изоляции от твердых частиц. Двухсекционный радиатор системы охлаждения пронизан шестью тепловыми трубками диаметром 6 мм. В текущем поколении видеокарт ASUS избавилась от технологии прямого контакта между концами трубок и кристаллом GPU. Вместо этого используется сэндвич из двух никелированных пластин, сжимающих трубки между собой.
Следующий слой системы охлаждения образует массивный алюминиевый каркас, который принимает тепло от микросхем памяти и одновременно от горячих элементов преобразователя напряжения. Любопытно, что непосредственно к тому месту, под которым находятся транзисторы VRM, прижаты под прямым углом ребра основного радиатора (через термопрокладку).
Пластина, покрывающая оборотную сторону печатной платы, нужна исключительно для эстетики и защиты элементов печатного монтажа. В охлаждении видеокарты она не участвует.
⇡#Плата
Видеокарта несет разъемы вывода изображения трех типов — DisplayPort, HDMI и, в отличие от карты эталонного дизайна, Dual-Link DVI-D.
Чипы памяти Micron 6ZA77 D9VRL работают на своей штатной эффективной частоте — 11 ГГц. Система питания — двенадцатифазная: 10 фаз в цепи питания GPU и 2 — для микросхем GDDR5X (плюс фаза PLL). Напряжением на GPU управляет распространенный ШИМ-контроллер uPI Semiconductor uP9511P.
На плате ROG Strix GTX 1080 Ti есть распаечные площадки под несколько отсутствующих компонентов. Пустует место двенадцатой микросхемы памяти (в противном случае ROG Strix 1080 Ti могла бы превратиться в оригинальный вариант NVIDIA TITAN Xp). Утрачена и дополнительная микросхема BIOS вместе с соответствующим переключателем.
Зато есть блок контактов для интерфейса Hotwire — с их помощью можно измерять напряжения питания GPU, RAM и PLL и регулировать их (либо отдельными инструментами, либо прямо через меню UEFI в материнской плате ASUS, которая имеет такую функцию). Однако последняя функция активируется только после того, как вы снимете защитную пластину с обратной стороны платы, удалите два резистора и добавите перемычку в нужных местах (что, разумеется, повлечет потерю гарантии).
⇡#Тестовый стенд, методика тестирования
Конфигурация тестовых стендов | |
---|---|
CPU | Intel Core i7-5960X @ 4 ГГц (100 МГц × 40), постоянная частота |
Материнская плата | ASUS RAMPAGE V EXTREME |
Оперативная память | Corsair Vengeance LPX, 2133 МГц, 4 × 4 Гбайт |
ПЗУ | Intel SSD 520 240 Гбайт + Crucial M550 512 Гбайт |
Блок питания | Corsair AX1200i, 1200 Вт |
Система охлаждения CPU | Thermalright Archon |
Корпус | CoolerMaster Test Bench V1.0 |
Монитор | NEC EA244UHD |
Операционная система | Windows 10 Pro x64 |
ПО для GPU NVIDIA | |
Все видеокарты | GeForce Game Ready Driver 384.76 |
Бенчмарки: синтетические | |||
---|---|---|---|
Тест | API | Разрешение | Полноэкранное сглаживание |
3DMark Fire Strike | DirectX 11 (feature level 11_0) | 1920 × 1080 | Выкл. |
3DMark Fire Strike Extreme | 2560 × 1440 | ||
3DMark Fire Strike Ultra | 3840 × 2160 | ||
3DMark Time Spy | DirectX 12 (feature level 11_0) | 2560 × 1440 |
Бенчмарки: игры | ||||
---|---|---|---|---|
Игра (в порядке даты выхода) | API | Настройки | Полноэкранное сглаживание | |
1920 × 1080 / 2560 × 1440 | 3840 × 2160 | |||
Crysis 3 + FRAPS | DirectX 11 | Макс. качество. Начало миссии Swamp | MSAA 4x | Выкл. |
Metro: Last Light Redux, встроенный бенчмарк | Макс. качество | SSAA 4x | ||
GTA V, встроенный бенчмарк | Макс. качество | MSAA 4x + FXAA + Reflection MSAA 4x | ||
DiRT Rally, встроенный бенчмарк | Макс. качество | MSAA 4x | ||
Rise of the Tomb Raider, встроенный бенчмарк | DirectX 12 | Макс. качество, VXAO выкл. | SSAA 4x | |
Tom Clancy’s The Division, встроенный бенчмарк | Макс. качество, HFTS выкл. | SMAA 1x Ultra + TAA: Supersampling | TAA: Stabilization | |
Ashes of the Singularity, встроенный бенчмарк | Макс. качество | MSAA 4x + TAA 4x | Выкл. | |
DOOM | Vulkan | Макс. качество. Миссия Foundry | TSSAA 8TX | |
Total War: WARHAMMER, встроенный бенчмарк | DirectX 12 | Макс. качество | MSAA 4x | |
Deus Ex: Mankind Divided, встроенный бенчмарк | Макс. качество | MSAA 4x | ||
Battlefield 1 + OCAT | Макс. качество. Начало миссии Over the Top | TAA |
⇡#Участники тестирования
В тестировании производительности приняли участие следующие видеокарты:
-
;
- ASUS ROG Strix GeForce GTX 1080 Ti (1595/11112 МГц, 11 Гбайт).
⇡#Тактовые частоты, энергопотребление, температура, разгон
В режиме гарантированного заводского разгона видеокарта достигает 1987 МГц по частоте графического процессора и балансирует на уровне 1974 МГц. При этом напряжение питания GPU колеблется в диапазоне 1,081–1,093 В. Такое же напряжение (1,093 В) требуется эталонному образцу GTX 1080 Ti для разгона до сопоставимых частот. Частота вращения вентиляторов охлаждения держится в пределах 1537 об/мин.
Среди программных инструментов разгона есть возможность увеличить на 20 % лимит мощности видеокарты и поднять на 0,1 В предельное напряжение питания GPU. Последняя операция одновременно разблокирует несколько верхних ступенек в механизме автоматического управления частотой GPU Boost. В дополнение к этому мы задали максимальную скорость вращения вентиляторов (3581 об/мин) и в результате добились стабильной работы GPU на базовой частоте 1675 МГц. В динамике частота процессора колебалась около отметки 2063 МГц и на максимуме достигала 2076 МГц, а напряжение по-прежнему не превысило 1,093 В. Оперативная память сохраняла стабильность при эффективных частотах вплоть до 12008 МГц — на 1 ГГц выше штатного значения.
Cистема с ROG Strix GTX 1080 Ti на борту при штатных частотах развивает более высокую мощность, чем полностью разогнанная видеокарта референсного дизайна. Как следствие, на пределе собственных оверклокерских возможностей Strix потребляет еще больше энергии.
Система охлаждения со столь массивным радиатором, как у Strix GTX 1080 Ti, держит чип GP102 в прохладе (на 28–32 °С холоднее под нагрузкой, чем в Founders Edition), а пользователя — в тишине. В режиме рабочего стола GPU, напротив, нагревается сильнее, чем в эталонной видеокарте, так как вентиляторы СО полностью останавливаются.
⇡#Производительность: 3DMark
GeForce GTX 1080 Ti — лучший объект для оверклокинга среди видеокарт NVIDIA 10-й серии, и ROG Strix GTX 1080 Ti подтверждает эту репутацию. Заводской разгон обеспечивает скромный прирост очков 3DMark в 6 %, в то время как на предельных тактовых частотах быстродействие увеличивается на 14 % относительно показателей эталонного GTX 1080 Ti.
3DMark (Graphics Score) | ||||
---|---|---|---|---|
Разрешение | NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti (1480/11010 МГц, 11 Гбайт) | ASUS ROG Strix GeForce GTX 1080 Ti (1595/11112 МГц, 11 Гбайт) | ASUS ROG Strix GeForce GTX 1080 Ti (1675/12008 МГц, 11 Гбайт) | |
Fire Strike | 1920 × 1080 | 28 009 | 29 194 | 31 100 |
Fire Strike Extreme | 2560 × 1440 | 13 462 | 14 336 | 15 379 |
Fire Strike Ultra | 3840 × 2160 | 6 593 | 7 114 | 7 605 |
Time Spy | 2560 × 1440 | 9 477 | 10 061 | 10 780 |
Макс. | +8% | +15% | ||
Средн. | +6% | +14% | ||
Мин. | +4% | +11% |
⇡#Производительность: игры
Реальные игры не менее чутко реагируют на тактовые частоты GTX 1080 Ti. В зависимости от разрешения штатные частоты ROG Strix GTX 1080 Ti в режиме OC Mode обеспечивают на 5–9 % большую производительность по сравнению с референсной видеокартой, а дополнительный разгон увеличивает преимущество до 12–16 %. Наибольший эффект наблюдается в 4К-разрешении, в котором GTX 1080 Ti справляется с любой из тестовых игр, поддерживая комфортную частоту смены кадров.
1920 × 1080 | ||||
---|---|---|---|---|
Полноэкранное сглаживание | NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti (1480/11010 МГц, 11 Гбайт) | ASUS ROG Strix GeForce GTX 1080 Ti (1595/11112 МГц, 11 Гбайт) | ASUS ROG Strix GeForce GTX 1080 Ti (1675/12008 МГц, 11 Гбайт) | |
Ashes of the Singularity | MSAA 4x + TAA 4x | 59 | 63 | 66 |
Battlefield 1 | TAA | 143 | 152 | 162 |
Crysis 3 | MSAA 4x | 113 | 119 | 126 |
Deus Ex: Mankind Divided | MSAA 4x | 54 | 58 | 62 |
DiRT Rally | MSAA 4x | 128 | 138 | 146 |
DOOM | TSSAA 8TX | 200 | 198 | 210 |
GTA V | MSAA 4x + FXAA + Reflection MSAA 4x | 92 | 92 | 98 |
Metro: Last Light Redux | SSAA 4x | 123 | 136 | 144 |
Rise of the Tomb Raider | SSAA 4x | 86 | 91 | 97 |
Tom Clancy’s The Division | SMAA 1x Ultra + TAA: Supersampling | 127 | 139 | 147 |
Total War: WARHAMMER | MSAA 4x | 76 | 76 | 81 |
Макс. | +11% | +17% | ||
Средн. | +5% | +12% | ||
Мин. | −1% | +5% |
2560 × 1440 | ||||
---|---|---|---|---|
Полноэкранное сглаживание | NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti (1480/11010 МГц, 11 Гбайт) | ASUS ROG Strix GeForce GTX 1080 Ti (1595/11112 МГц, 11 Гбайт) | ASUS ROG Strix GeForce GTX 1080 Ti (1675/12008 МГц, 11 Гбайт) | |
Ashes of the Singularity | MSAA 4x + TAA 4x | 48 | 50 | 53 |
Battlefield 1 | TAA | 110 | 111 | 118 |
Crysis 3 | MSAA 4x | 72 | 79 | 84 |
Deus Ex: Mankind Divided | MSAA 4x | 34 | 38 | 40 |
DiRT Rally | MSAA 4x | 95 | 102 | 108 |
DOOM | TSSAA 8TX | 177 | 195 | 207 |
GTA V | MSAA 4x + FXAA + Reflection MSAA 4x | 78 | 83 | 88 |
Metro: Last Light Redux | SSAA 4x | 71 | 80 | 84 |
Rise of the Tomb Raider | SSAA 4x | 51 | 56 | 60 |
Tom Clancy’s The Division | SMAA 1x Ultra + TAA: Supersampling | 91 | 100 | 106 |
Total War: WARHAMMER | MSAA 4x | 64 | 70 | 75 |
Макс. | +13% | +18% | ||
Средн. | +8% | +15% | ||
Мин. | +1% | +7% |
3840 × 2160 | ||||
---|---|---|---|---|
Полноэкранное сглаживание | NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti (1480/11010 МГц, 11 Гбайт) | ASUS ROG Strix GeForce GTX 1080 Ti (1595/11112 МГц, 11 Гбайт) | ASUS ROG Strix GeForce GTX 1080 Ti (1675/12008 МГц, 11 Гбайт) | |
Ashes of the Singularity | Выкл. | 58 | 62 | 66 |
Battlefield 1 | 65 | 74 | 79 | |
Crysis 3 | 51 | 54 | 58 | |
Deus Ex: Mankind Divided | 39 | 42 | 44 | |
DiRT Rally | 67 | 72 | 77 | |
DOOM | 98 | 109 | 116 | |
GTA V | 69 | 74 | 79 | |
Metro: Last Light Redux | 64 | 71 | 75 | |
Rise of the Tomb Raider | 62 | 68 | 72 | |
Tom Clancy’s The Division | TAA: Stabilization | 55 | 60 | 64 |
Total War: WARHAMMER | Выкл. | 53 | 56 | 60 |
Макс. | +14% | +22% | ||
Средн. | +9% | +16% | ||
Мин. | +6% | +13% |
⇡#Выводы
ASUS ROG Strix GeForce GTX 1080 Ti — вне всяких сомнений, один из лучших вариантов GTX 1080 Ti на рынке. Об этом говорит и мощная система охлаждения, благодаря которой видеокарта сохраняет значительно более низкие температуры по сравнению с тем, что демонстрирует GeForce GTX 1080 Ti Founders Edition, и потенциал разгона, основанный на эффективном теплоотводе, большом резерве мощности и отборе перспективных кристаллов GPU.
Базовый вариант ROG Strix GeForce GTX 1080 Ti гарантирует разгон лишь на 38 МГц относительно референсных частот, в то время как модель с артикулом ROG-STRIX-GTX1080TI-O11G-GAMING прямо из коробки способна работать на частотах, с трудом достижимых для GTX 1080 Ti Founders Edition. В руках оверклокера видеокарта может шагнуть еще дальше, когда тактовая частота GPU под нагрузкой стремится к отметке 2,1 ГГц (если точнее, достигает 2076 МГц), хотя это уже в немалой степени зависит от свойств конкретного экземпляра. Если судить по конструкции кулера и платы, ROG Strix GeForce GTX 1080 Ti отлично совместим и с авантюрными методами разгона, включающими аппаратный вольтмоддинг, снятие лимита мощности и прошивку альтернативного BIOS.
Обратной стороной достоинств ROG Strix GeForce GTX 1080 Ti являются высокая цена видеокарты (особенно в модификации O11G-GAMING) и ее габариты, исключающие возможность установки карты в те корпуса, где стойка для накопителей расположена близко к материнской плате.
Все в порядке, но.
Этот текст мало кто будет читать и мы можем написать здесь все, что угодно, например.
Вы живете в неведении. Роботы уже вторглись в нашу жизнь и быстро захватывают мир, но мы встали на светлый путь и боремся за выживание человечества. А если серьезно, то.
В целях обеспечения безопасности сайта от кибератак нам необходимо убедиться, что вы человек. Если данная страница выводится вам часто, есть вероятность, что ваш компьютер заражен или вы используете для доступа IP адрес зараженных компьютеров.
Если это ваш частный компьютер и вы пытаетесь зайти на сайт, например, из дома — мы рекомендуем вам проверить ваш компьютер на наличие вирусов.
Если вы пытаетесь зайти на сайт, например, с работы или открытых сетей — вам необходимо обратиться с системному администратору и сообщить, что о возможном заражении компьютеров в вашей сети.