Технология RunFlat: что это такое
Сегодня мы поговорим о шинах. К тому же, шинах не простых. В этой статье мы разберем вопрос, что такое RunFlat. Что обозначает это сочетание, каковы особенности, плюсы и минусы таких шин.
С английского языка сочетание Run Flat переводится как плоская езда. Ну а если адаптировать это словосочетание применительно к нашей теме – езда на спущенной шине. Суть здесь, достаточно проста. Если обычная шина, при нарушении целостности, под весом распластывается и моментально приходит в негодность, то шина RunFlat, уверенно держится на диске и позволяет двигаться дальше, еще примерно сто километров, правда ехать придется медленней.
Обычная и runflat шина при потери давления.
Технически это достигается за счет двух решений. Первое, это более стойкий к трению и повышению температуры, состав шины. А второе решение, это усиленные боковые бортики, более мощный корд и другие изменения, позволяющие даже под немалым весом автомобиля, удерживать шину в правильном положении.
Обозначения шин Run Flat
В общем-то, какого-либо универсального обозначения для таких шин, не существует. Различные производители обозначают такие изделия в своей линейке, по-разному. Вот некоторые из обозначений: Goodyear RunOnFlat (EMT), Bridgestone RFT, Michelin ZP, Continental SSR, Pirelli Run Flat, Dunlop RunOnFlat (DSST), Nokian Flat Run, Hankook HRS, Yokohama ZPS и так далее. Поэтому, при покупке шин RunFlat от того или иного производителя, следует заблаговременно узнать их маркировку, принятую в этой фирме.
Ограничения для шин RunFlat
В принципе, такие шины следует относить к премиальному сегменту. И дело здесь не только в их стоимости, а она весьма солидная. Дело в том, что для применения подобных шин, нужно, чтобы автомобиль был оснащен специальным датчиком давления в шинах. А такой датчик сегодня ставится далеко не во все модели авто. Кроме того, обязательным условием для использования шин RunFlat, является наличие системы курсовой устойчивости. Так что, эта обувь, отнюдь не на каждую ногу.
К тому же, далеко не каждая шиномонтажка поможет вам с заменой или ремонтом таких шин. Особенно это касается сервисов в маленьких городках или на второстепенных трассах. А потому, не стоит так уж полагаться на подобные шины.
Плюсы и минусы RunFlat шин
Собственно плюсов у шин Run Flat, существует только два. Это безопасность, а так же отсутствие необходимости возить собой запасное колесо. Но оба эти плюса, как минимум, не однозначные. Ведь если вы не уверены, что в случае прокола шины, вам будет оказана помощь, запаску брать все-таки придется. А о безопасности, мы поговорим чуть позже.
Есть у шин Run Flat и свои минусы. И минусы эти, весьма значительные. К ним относятся:
- более высокая жесткость;
- более слабая управляемость в поворотах;
- малая ремонтопригодность;
- повышенная шумность при езде;
Что же касается цены, то для людей, которые ездят на автомобилях с датчиками давления шин, это не такая уж и проблема.
Вот мы и подошли к вопросу безопасности. Как отмечают многие водители, испытавшие лично технологию Runflat, с такими шинами, автомобиль слушается руля значительно хуже. А потому, к езде на таких покрышках следует привыкнуть и все равно, остаются ограничения и довольно существенные. Вот и получается, что с безопасностью здесь, также не все так однозначно.
В итоге
Сама идея, воплощенная в шинах семейства RunFlat, конечно же, хорошая и правильная. Все что повышает безопасность дорожного движения, должно внедряться и совершенствоваться. Но, на сегодняшний день, у таких шин есть серьезные недостатки, а кроме того, для их нормального и повсеместного применения, нужна соответствующая и опять-таки повсеместная, обеспечивающая инфраструктура. Без всего этого, такие шины, хоть и безопасные, остаются достаточно редкими на наших дорогах. Будем надеяться, что в будущем ситуация с RunFlat шинами улучшится.
Runflat — что это и зачем? Как опознать.
RunFlat с англ. переводится как "езда на спущенной" (не дословно, конечно). В действительности — это обозначение технологии, благодаря которой автомобиль может проехать еще некоторое расстояние после прокола или пореза шины.
Обычная шина без технологии Runflat при движении теряет давление, под весом автомобиля борта шины отходят от диска, а боковины сжимаются; дальнейшее движение приводит к полному разрушению шины. Шина же с применением технологии RunFlat за счет усиленного компонента (боковины) способна продержаться некоторое время: шина не сминается, а лишь немного проседает.
Раньше еще использовалась технология опорного кольца: внутреннее кольцо поддержки, которое расположено по окружности диска. При потере давления в шине, автомобиль опирается на поддерживающее кольцо.
У Michelin такая технология называется PAX System.
Данные шины отличаются сложностью монтажа-демонтажа, требующего специального оборудования. Также для использования таких шин, нужны специальные литые диски. Ввиду низкого спроса производство шин для широкого потребления по этой технологии с 2007 года приостановлено. Но их продолжают использовать на некоторых бронированных автомобилях ввиду их большого веса и высокого уровня защиты самой шины от внешних повреждений.
Также одной из разновидностей технологии RunFlat считают антипрокольную систему — "самолечащий" слой внутри, который при извлечении причины прокола "заклеивает" отверстие изнутри. Но это все же отдельная технология, о которой расскажем в следующей статье.
Но стоит отметить, что наличие технологии RunFlat не означает, что можно продолжать использовать проколотую шину: у шины с технологией RunFlat также имеются ограничения. После пробоя можно проехать от 50 до 150 км в зависимости от загрузки автомобиля, при максимальной скорости 80 км/ч. При этом у автомобиля должны присутствовать система контроля давления в шинах (TPMS, RDC, RPA) и система курсовой устойчивости (ESP).
Огромным преимуществом такой шины является отсутствие необходимости возить с собой запаску, так как до ближайшей шиномонтажки, даже если прокол случился далеко от города, автомобиль доедет без проблем. Также стоит отметить, что при небольшом проколе в протекторной части такую шину, как, впрочем, и обычную, после вулканизации и накачивания до необходимого давления можно использовать дальше.
В сравнении с обыкновенной бескамерной шины шины с технологией Runflat имеют ряд отличий:
— усиленный каркас — в разрезе боковины реально в несколько раз толще;
— жесткое бортовое кольцо, не дающее пробитой шине соскочить с колесного диска;
— особый теплостойкий состав резины.
У каждой компании производителя шин есть свое обозначение такой технологии:
Bridgestone – RFT
Goodyear – RunOnFlat
Michelin – ZP
Continental – SSR
Dunlop – ROF
Yokohama – ZPS
Nokian – Flat Run
Pirelli – Run Flat или RF
Bmw – RSC (RunFlat System Component)
Vredestein – VRFC
Hankook – HRS
Kumho – XRP
Недостатки шин Runflat в сравнение с обычными шинами:
– снижение комфорта и динамических характеристик автомобиля (шины Runflat более жесткие и тяжелые); высокая стоимость (дороже обычных шин на 10-30%);
– ограничения в использовании (шины Runflat должны быть предусмотрены производителем автомобиля и установлены необходимые системы контроля давления в шинах (TPMS, RDC, RPA)).
Стоит также отметить, что RunFlat относится к премиум-сегменту, и на некоторые модели авто устанавливается в первичной комплектации: многие модели MINI, например MINI Cooper; BMW — практически все серии; Mercedes — A-class, SLK, CLK, CLS, M, G, CL; Lexus; Chevrolet Corvette.
Единое обозначение для всех шин Runflat, устанавливаемых на автомобили:
Audi — AOE (Audi Original Extended)
BMW, Rolls-Royce, MINI — RSC (RunFlat System Component)
Mercedes-Benz — MOE (Mercedes Original Extended)
Маркировки RunFlat шин различных производителей
Шины RunFlat и их маркировка различными производителями
BMW сотрудничает со многими производителями автопокрышек, среди которых:
У различных производителей автомобильных шин существуют свои аббревиатуры и маркировки шин, изготовленных по технологии Run Flat.
Маркировки по производителю:
Michelin – RFT, RFT III, ZP, ZP SR
Bridgestone – RFT
Goodyear/Dunlop – ЕМТ, DSST, Run On Flat
Continental – SSR
Pirelli – RunFlat
Yokohama – ZPS
Kumho – XRP
Toyo – TRF
Список принятых сокращений и маркировок:
ЕМТ (Extended Mobility Tire) — Goodyear/Dunlop RunFlat Technology
DSST (Dunlop Self-Supporting Technology) – самоподдерживающая технология от Dunlop, требующая наличия в автомобиле технологии TPMS
TPMS (Tire Pressure Monitoring System) – Система измерения давления в шинах
Run On Flat – передовая технология Goodyear/Dunlop, требующая наличия в автомобиле технологии TPMS
ZP (Zéro Pression) – запатентованная технология изготовления безопасных после прокола шин от компании Michelin (до 80 км при скорости 80 км/ч)
ZP SR – запатентованная технология изготовления безопасных после прокола шин от компании Michelin (до 80 км при скорости 32 км/ч)
PAX – технология Michelin, требующая наличия в автомобиле технологии TPMS и специальных колесных дисков. Внутри покрышки устанавливается специальный поддерживающий обод. Используется в основном на бронированных автомобилях и автомобилях повышенной безопасности.
ZPS (Zero Pressure System) – технология изготовления безопасных после прокола шин от компании Yokohama
RFT (Run Flat Tyres) – технология изготовления безопасных после прокола шин компании Bridgestone
RFT III (Run Flat Tyres 3-го поколения) – технология изготовления безопасных после прокола шин компании Bridgestone третьего поколения, требующая наличия в автомобиле технологии TPMS
RunFlat – самоподдерживающая безопасная после прокола шина компании Pirelli
SSR (Self-Supporting Runflat) – технология Continental, требующая наличия в автомобиле технологии TPMS
RSC (Runаlat System Component) – составные системы BMW Runflat Tyre
TRF (Toyo Run Flat) – технология изготовления безопасных после прокола шин от компании Toyo
XRP (eXtended Runflat Performance) – технология изготовления безопасных после прокола шин от компании Kumho
Шины с технологией RunFlat, почему они особенные?
Технология усиления автошин, получившая название «RunFlat» (в дословном переводе «плоская езда»), появилась не так давно. Подразумевается, что боковина покрышки, изготовленная по данной технологии, в случае потери давления в камере обеспечивает достаточную жёсткость, необходимую для прохождения пути в 50-100 километров после прокола. При этом нет строгих ограничений по скоростным показателям, а потому скорость автомобиля снижать зачастую не обязательно. Особые жёсткие вставки боковин позволяют выдерживать внушительные нагрузки при скорости до 80 километров в час.
Содержание статьи :
Конструктивные особенности и назначение
Если сравнивать новинку с традиционными покрышками, то можно увидеть, что шины RunFlat имеют:
- Особый состав резины, устойчивый к высоким температурам.
- Существенно усиленный каркас и более толстые боковины.
- Очень жёсткое бортовое кольцо, которое не позволяет покрышке соскочить с обода.
Каждый знает, что бескамерные шины, по сравнению с камерными аналогами, более продвинутые. При этом в обоих случаях повреждённое колесо можно попытаться «залатать» подручными средствами, чтобы добраться до ближайшей СТО. Однако, если вовремя этого не сделать, покрышку можно будет только выбросить, так как её боковина просядет и сомнётся под весом машины. Кроме того можно повредить диск колеса, а также резко потерять управление автомобилем, что чревато более серьезными последствиями.
Именно во избежание данных неприятностей и была разработана технология RunFlat. Такие покрышки с усиленными боковинами без проблем выдерживают вес транспортного средства, даже не имея давления в камере. Конечно проехать на них более сотни километров без повреждений дисков или подвески не получится, зато до шиномонтажа вы доберетесь спокойно.
Маркировка шин RunFlat
Рассматриваемую технологию взяли на вооружение все ведущие производители автомобильной резины. Однако к маркировке новинки каждый подошел по-своему. Вот какие обозначения можно встретить на боковинах шин различных производителей:
- RFT (RunFlat Technology)– Pirelli
- RF (FlatRun/ RunFlat) – Nokian
- PAX или ZP (Zero Pression) – Michelin
- RFT (RunFlat Tyres) – BridgeStone
- DSST (Dunlop Self Support System) – Dunlop
- ZPS (Zero Pressure System) – Yokohama
- SSR (Self Supporting RunFlat) – Continental
- HRS (Hankook RunFlat System)– Hankook
- XRP (eXtended RunFlat Performance) — Kumho
- TRF (Toyo RunFlat) — Toyo
- ROF (RunOnFlat) — Goodyear
Все эти обозначения свидетельствуют об использовании технологии «Ранфлэт». Кроме того, довольно часто можно встретить и аббревиатуру MOE (присутствует на всех автомобилях MERCEDES-BENZ с шинами RunFlat), а также AOE (все автомобили AUDI с покрышками в которых используется данная технологии).
Кроме условных обозначений и маркировки, отличить шины с технологией RunFlat вполне реально по весу. Они значительно тяжелее традиционных моделей, и имеют более жёсткие боковины. Кроме того, вы непременно почувствуете разницу в цене. Новые высокотехнологичные шины превосходят привычные аналоги в стоимости на 15-20%, а иногда это значение достигает и 50% — всё зависит от производителя и типоразмера резины.
Отметим, что покрышки RunFlat относятся к категории «Премиум». Последнее время их штатно устанавливают на престижные и дорогие автомобили Porsche, BMW, Mercedes, Audi, Lexus. Другие автомобильные марки нередко комплектуют такими покрышками свои топовые модели.
Достоинства и недостатки
К числу неоспоримых достоинств шин, изготовленных по технологии RunFlat, относятся упомянутые выше прочность, надёжность и безопасность, а также тот факт, что при полной или частичной потере давления в камере все динамические системы безопасности (ABS, ESP, DSC, CBC и т. д.) остаются активными. К тому же вам не придётся переживать по поводу проколов и возить с собой «запаску», что сэкономит место в багажном отделении автомобиля.
Однако, как и следовало ожидать, без ложки дёгтя обойтись не удалось. Данные шины помимо достоинств, обладают и целым перечнем недостатков, из-за которых в странах СНГ они не снискали особой популярности. Среди таковых стоит отметить:
- Снижение комфорта, вызванное повышенной жёсткостью резины.
- Минимальная амортизация покрышки негативно сказывается на подвеске.
- Необходимость специального оборудования оснащённого «третьей рукой» (Easymont) при шиномонтаже из-за усиленных боковин.
- Практически полная неремонтопригодность.
Помимо этого следует знать, что резину RunFlat производитель рекомендует устанавливать исключительно на автомобили оборудованные:
- Системой контроля давления в шинах (TPMS, RDC, RPA), которая своевременно оповестит о проколе.
- Адаптированной усиленной подвеской, позволяющей использовать на авто более жёсткие покрышки.
- Системой курсовой устойчивости (ESP), которая будет необходима для обеспечения безопасности езды при повреждении шины.
И последнее. В случае критического повреждения шины RunFlat, а они как уже упоминалось, восстановлению практически не подлежат, придётся менять две покрышки на общей оси. В завершение отметим, что автомобили, на которые штатно устанавливают подобную резину, не следует «обувать» в традиционные шины. В противном случае существенно ухудшается, как управляемость транспортным средством, так и курсовая устойчивость.