Электровелосипед что это такое
Перейти к содержимому

Электровелосипед что это такое

  • автор:

Электровелосипед — это вообще что? Крутить педали не придется? Отвечаем вместе с Electra

Электровелосипеды все еще выглядят как диковинка на городских улицах: едут заметно быстрее обычных, при этом велосипедист почти не крутит педали (а иногда совсем не крутит!). Объясняем, как это работает — а еще сколько стоит и где купить, — вместе с брендом Electra, у которого есть как электровелосипеды, так и знакомые всем механические.

Как вообще работают электровелосипеды?

Если коротко, у каждого такого велосипеда есть электродвигатель, который получает энергию от аккумулятора и приводит в движение колесо. Аккумулятор крепится на багажнике, на раме или встраивается внутрь рамы — в зависимости от модели велосипеда. Есть модели с передним и задним приводом, они работают на основе мотор-колеса со встроенным двигателем. Другой вариант — каретный привод, который задействует оба колеса и располагается в районе педалей.

Еще у всех электровелосипедов есть контроллер — он управляет электроникой и передает ток между комплектующими. Другая важная часть — бортовой компьютер. На его экране можно следить за зарядом аккумулятора, режимом энергопотребления и скоростью.

Крутить педали на электровелосипедах не надо?

По-разному. Электровелосипеды с дроссельным режимом могут ехать без всякого участия человека — как, например, мопеды. Водитель не крутит педали и просто наслаждается дорогой. Другой вариант — модели с ассистированием вращения. Они не все делают за вас, а только помогают крутить педали: мотор подключается при старте, ускорении и на сложных участках, а вы контролируете его мощность. В таких моделях нужно крутить педали, но с гораздо меньшим усилием, чем на механических велосипедах. Так вы можете преодолевать действительно большие расстояния, заезжать на крутые горки и не уставать даже без спортивной подготовки. Ассистирование экономит заряд батареи и не лишает удовольствия и пользы от велопрогулки.

У бренда велосипедов Electra есть модели с ассистированием вращения. Одна из них называется Ace of Spades Go!, и на ней установлен мотор фирмы Bosch — электронный помощник подключает его только при необходимости. Рама Ace of Spades Go! сделана из алюминия, поэтому этот велосипед легкий.

Сколько можно проехать на одном заряде аккумулятора?

Это зависит от его мощности. Чтобы спланировать поездку, придется сесть и посчитать — нужно разделить мощность аккумулятора (указана в ватт-часах в техпаспорте велосипеда) на 12,5. Получившееся число — расстояние, которое велосипед проедет без подзарядки. Но имейте в виду, что эта формула подходит только для дроссельных электробайков, которые едут без участия человека. Если же двигатель работает в режиме ассистирования вращению, одного заряда хватит и на несколько длительных прогулок подряд.

Аккумулятора Bosch в электровелосипедах Electra хватит на поездки дальностью от 40 до 120 километров — в зависимости от рельефа местности. А зарядить его можно за три часа от обычной розетки.

Что делать, если велосипед разрядится в процессе?

Продолжать ехать! Ведь после разрядки батареи электровелосипед не превращается в тыкву. Вы можете продолжить поездку крутя педали, как на обычном велосипеде. А модели с функцией рекуперации смогут даже немного подзарядиться от ваших усилий.

А если сломается?

Тогда его можно починить у производителя или поставщика. На все электровелосипеды распространяется гарантия — как и на многие другие товары. Но ее условия, конечно, лучше узнать перед покупкой.

На все электровелосипеды Electra дается гарантия один год. А на раму вообще пожизненная, при нагрузке до 130 килограммов. В случае поломки мотора велосипед можно будет починить в Electra — компания является единственным сертифицированным дилером моторов Bosch в России.

Как часто нужно менять аккумуляторы?

Зависит от батареи. Свинцово-кислотные аккумуляторы самые дешевые, но их хватает всего на 500–600 зарядок. Литий-ионные батареи стоят дороже и выдерживают 1000 циклов зарядки. Есть еще литий-фосфатные аккумуляторы, но они стоят в разы дороже, поэтому их почти не используют.

Велосипеды с мотором — это, наверное, дорого?

Такие велосипеды дороже обычных — ведь аккумулятор и мотор стоят денег. Поэтому электрические велосипеды могут стоить несколько сотен тысяч рублей и даже больше.

Основная часть цены в электровелосипедах Electra приходится как раз на электродвигатель и аккумулятор Bosch, а оставшуюся сумму делят между собой легкая алюминиевая рама с механизмом Flat Foot, бортовой компьютер с четырьмя режимами контроля мощности, покрышки Schwalbe, которые гасят вибрации, и герметичная планетарная втулка с защитой от песка и грязи. Некоторые покупатели готовы платить еще и за уникальность. У Electra есть новинка — велосипед Cafe Moto. Его дизайн вдохновлен формой мотоциклов Cafe Racer 60-х годов прошлого века. В Россию привезли всего 10 таких велосипедов.

А права нужны?

Скорее всего, они вам не понадобятся. Регистрация и права категории М нужны только для владельцев очень мощных электровелосипедов — от 250 ватт. Если у вас уже есть права другой категории, они тоже подойдут.

Моторы Bosch в велосипедах Electra балансируют на допустимой границе — их владельцам о правах думать не придется. Это касается и тех моделей, о которых мы уже рассказывали выше, и других: например, Townie GO! 8D и Loft GO! 8I Unisex. Но Electra — это не только электрические велосипеды, механические тоже есть: например, модели Amsterdam, Townie или Loft. Или последние модели бренда Pashley, которые созданы в коллаборации с производителем английских спорткаров Morgan. Еще есть Moulton — это уникальные и технологичные велосипеды, которые побили сразу несколько скоростных рекордов. Любую модель можно взять на тест-драйв, причем для этого даже необязательно ехать в салон: Electra бесплатно привезет к дому до 12 велосипедов одновременно. Подробнее о разных моделях Electra — здесь.

Электровелосипед – что это?

Электровелосипед Вольт-Про НР261 фото

Велосипед – изобретение немецкого профессора Кара фон Дреза, известное людям с 1817 года. По мере развития технического прогресса этот вид транспорта видоизменялся и совершенствовался. Изобретатели стремились облегчить работу велосипедиста – экспериментировали с размером колес, старались уменьшить силу трения, модернизировали трансмиссию.

В 1890 году был зарегистрированпервый патент на электровелосипед. Но массовое распространение е-байков началосьпозже – в конце ХХ века, благодаря появлению легких и компактных аккумуляторных батарей на основе лития. Они не перегружали велосипед, но при этом обеспечивали солидный запас хода.

Преимущества велосипедов с электроприводом

Электровелосипед это комфортный транспорт настоящего и будущего. Он:

Электровелосипед Вольт-Про ГР2631 фото

  • дарит свободу передвижений и удовольствие от поездок, независимо от сложности маршрута;
  • не имеет выхлопа;
  • работает тихо;
  • экономичен – расходы на его содержание скромны даже по сравнению с простейшим скутером или мопедом;
  • сохраняет достоинства велосипеда;
  • имеет отличные тяговые и скоростные характеристики;
  • прост в управлении и уходе;
  • позволяет крутить педали в свое удовольствие – без учащенного пульса, мокрой спины, усталости, лишней нагрузки на сердце и колени;
  • обеспечивает легкий разгон, плавный ход, отличную проходимость и динамику разгона, уверенное преодоление дальних дистанций, крутых и затяжных подъемов;
  • компактен, занимает немного места при хранении;
  • заряжается от обычной розетки за несколько часов.

Что такое электрический велосипед?

Электровелосипедотличается от обычного велосипеданаличием электропривода и возможностью его использования совместно с педалями или без них. Электропривод реализуется при помощи центрального кареточного мотора или встроенного в ступицу мотор-колеса – переднего или заднего. Есть модели с полным приводом, у которых моторами оснащены оба колеса.

Кроме электродвигателя, в состав е-байка входят:

  • аккумуляторная батарея – она обеспечивает автономное питание электрокомпонентов;
  • контроллер – посредник между рулевым управлением и электромотором, отвечает за корректную работу двигателя и АКБ;
  • рукоятка регулировки скорости – устанавливается на руле и позволяет легко управлять мощностью мотора;
  • дисплей или велокомпьютер – отображает рабочие параметры;
  • предохранители и провода – необходимы для соединения и безопасной работы компонентов.

Требования к велосипедной базе

Электрифицировать можно практически любой велосипед. Большинство его деталей и узлов удастся сохранить, если они достаточно прочны и совместимы с устанавливаемыми компонентами. Исходный велосипед должен быть прочным и удобным для своего владельца, с комфортной геометрией рамы и в хорошем техническом состоянии.

Недостаточно прочные элементы, с учетом возрастающей весовой нагрузки и скорости, придется усилить или заменить. В частности, важно использовать прочную раму, надежную вилку, усиленные дропауты, колеса с двойным ободом, толстые спицы, эффективные тормоза и крепления, рассчитанные на высокие нагрузки.

Типы электроприводов

Для электрификации велосипедов используются разные механизмы:

Кареточный электромотор для велосипеда фото

  1. Кареточный мотор. Устанавливается в педальный узел и передает крутящий момент через классическую систему из педалей и цепи.Такое положение мотора обеспечивает оптимальнуюразвесовку. Контроллер управления находится в одном корпусе с электромотором и охлаждается при движении. Электротяга сочетается с мышечными усилиями райдера, крутящего педали. Управление скоростью и крутящим моментом выполняется переключением передач. Установка кареточного мотора позволяет по максимуму сохранить родную трансмиссию велосипеда. .Устанавливается на место ступицы в ведущее колесо и вращает его. Бывает редукторного типа и прямого привода. Модели со встроенным планетарным редуктором при равном энергопотреблении обеспечивают лучшие показатели крутящего момента, наката и тяги. Они компактны, легковесны, бывают мощностью до 1000 Вт и совместимы с системой PAS. ПрямоприводныеМК имеют максимально простую и надежную конструкцию, производятся мощностьюот 500 до 6000 Вт и фактически превращают велосипед в электромопед.

Аккумулятор Li-ion 36V фото

Выбор оптимального типа электропривода зависит от назначения байка и условий его будущего использования. Для оснащения городского е-байка и езды со скоростью до 40 км/ч оптимально подходит редукторное мотор-колесо. Если нужны более высокие скорости, фактически – функционал электромопеда, стоит выбрать прямоприводное мотор-колесо. Кареточные электродвигатели рекомендуются для профессионального использования, езды по сложным маршрутам и рельефной местности.

Лучшими аккумуляторами для электровелосипедов считаются литий-ионные – Li-ion и их подвид LiFePO4. Они при относительно легком весе обеспечивают е-байк необходимой энергией для движения на дальние дистанции.

Возможности использования электровелосипеда

На электровелосипедах ездят люди с разной физической подготовкой, т.к. наличие мотора позволяет варьировать нагрузку на организм. Управлять таким транспортом разрешается без водительских прав, если мощность мотора не превышает 250 Вт. При установке более мощного мотора –в пределах 4000 Вт – е-байк приравнивается к мопеду. Для управления таким транспортом нужны права категории «М» или выше.

Электровелосипеды успешно используются в роли повседневного транспорта для активного времяпровождения, поездокна пикники,за покупками, на прогулки, в гости, на работу и обратно. Ездить на таком транспорте можно и по дорогам общего пользования, и по пешеходным или велопешеходным зонам, и по узким тропам. Владельцу е-байка легко выбирать оптимальный маршрут, чтобы добираться до места назначения с максимальным комфортом и экономией времени.

Стоит ли покупать электровелосипед: плюсы и минусы

Нужен ли вам электрический велосипед? Давайте разберемся вместе

Когда я впервые услышал об электрических велосипедах, я подумал, что это вещь стоящая и со всех сторон классная. Они позволяют ездить относительно быстро, без хлопот с общественным транспортом, заниматься спортом, не сильно потеть, добираться из пункта А в пункт Б, не тратя денег на бензин и содержание автомобиля. Будучи заядлым велосипедистом еще с детства (хобби у меня такое спортивное), я решил проверить, что это за зверь такой – электробайк. Нужен ли он лично мне, какие реальные преимущества он дает и какие объективные минусы можно в нем найти. Вот какие выводы были мной сделаны в итоге:

3 (самых распространенных) типа электробайков

Для начала определимся с терминами. Электрический велосипед, или на зарубежный манер «ebike», – это любой велосипед, у которого есть электрический двигатель. Существует три основных класса электробайков:

Велосипеды с педальным приводом. За рубежом данный тип велосипеда называют «pedelecs», у нас они получили название «велосипеды с кареточным типом привода», или велосипеды с системой помощи при педалировании. Электрический ассистент (электродвигатель) на этих велосипедах активируется при помощи педалей. Принцип работы системы связан с вращением педалей, ввиду чего электромотор активируется нажатием на педали во время педалирования. Электромотор как бы выступает помощником, облегчающим движение, поскольку идущая от электродвигателя мощность пропорциональна.

В разных странах мощность мотора законодательно ограничивается и не заходит за определенные рамки, что продиктовано требованиями Правил дорожного движения и безопасностью.

Так, в России электровелосипедом будет являться техника с мотором мощностью до 250 ватт. Все, что выше – это уже мопед и далее по списку, вплоть до полноценных мотоциклов. В других странах, например США, мощность электрического мотора будет ограничена уже 750 ваттами, что по сравнению с нашим законодательством соответствует классу мопедов. Максимальная скорость обычно ограничивается в районе 30 км/ч. Опять же, ввиду вопроса безопасности, стоковые машинки в основном не будут превышать этого значения. Впрочем, всегда в любом правиле найдется исключение: market.yandex.ru

Power on demand (управление дросселем мотор-колеса): система электрического привода на этих велосипедах, изредка совмещенная, активируется как при помощи педалирования вместе с возможностью включения электромотора дросселем, так и, чаще всего, исключительно с помощью дроссельной рукоятки – схожей с той, которая устанавливается на мотоциклах (например, при помощи кнопки или вращающегося триггера).

Этот вид электробайков имеет те же максимальную скорость и ограничения по мощности двигателя, что и велосипеды первого типа, но поскольку вам не требуется крутить педали для включения двигателя, велосипеды с системой дроссельного типа могут быть ограничены в эксплуатации в зависимости от рельефа местности – если у вас гористая местность, этот вид велосипеда может вам не подойти.

«Speed pedelecs»: аналогичные по типу работы привода велосипеды, как в первом рассмотренном случае, однако благодаря более мощным моторам позволяют достигать скоростей свыше 40 км/ч. Встречаются такие велосипеды в продаже редко и находятся под законодательным запретом в большинстве стран мира как велотранспорт, поскольку подпадают под классификацию полноценных мопедов со всеми вытекающими из этого обязанностями: необходимость получать водительское удостоверение (любой другой открытой категории прав, A, B и т. д.) или временное разрешение на право управления ТС, регистрация электротранспорта в ГИБДД. В общем, лишние телодвижения, которые отобьют желание у обычного велосипедиста приобретать такого рода велосипед – легче просто скутер купить.

Также электробайки различаются по типу привода. Есть переднеприводные, заднеприводные и полноприводные, в зависимости от того, где установлен электромотор.

Итак, месяц езды на электробайке показал следующие плюсы и минусы e-baik’ов

Плюсы электровелосипедов

На них весело передвигаться

Электровелосипед творит чудеса. Когда вы на нем едете, то словно попадаете в сказку. Любые препятствия вмиг исчезают у вас на пути. Дует мощный встречный ветер? При помощи электромотора он перестанет отнимать у вас драгоценные силы! Впереди виднеется горка, заезжая на которую вам пришлось бы попотеть? Теперь с этим нет никаких проблем – просто не спеша крутите педали, а умная электроника сделает за вас всю нелегкую работу.

В этом, кстати, и заключается главное преимущество велосипедов с кареточным типом привода. Вы, не напрягаясь, крутите педали, тем самым облегчая задачу электромотору, а последний в свою очередь помогает вам. Скорость не теряется, здоровья у вас только прибавляется (вы же делаете хоть и минимальную, но полезную работу), а электроэнергия не тратится попусту. Силовой симбиоз в действии!

Когда вы впервые окажетесь в седле, то почувствуете ни с чем не сравнимое ощущение.

Вы действительно можете ездить на работу на велосипеде без сменной одежды

На велосипеде – на работу. Как вам такая альтернатива автомобилю? На самом деле все больше людей охвачены подобного рода идеей. Кто-то покупает электроскутеры, другие ездят на обычных велосипедах, ну, а третьи берут электробайки. Если до работы 10, 20 или даже 30 километров, это идеальный вид транспорта для того, чтобы добираться до места своей работы в весенне-летне-осенний период. Преимущества перед обычным велосипедом безусловны – даже в самую жуткую жару вы не взмокнете. Коллеги будут вам благодарны за это.

Вы сэкономите деньги

Тут и говорить нечего, если сравнивать электробайк с любым другим моторизированным видом транспорта (мопеды, мотоциклы, автомобили, вертолеты…), в большинстве случаев e-bike будет стоить гораздо дешевле. Да, конечно, есть премиум-велики, но даже они будут стоить меньше среднестатистического нового автомобиля. Добавьте к этому стоимость бензина/дизеля, цены на страховку, ремонт и другие издержки на содержание автомобиля или мотоцикла и вы поймете, что экологичный индивидуальный электротранспорт выигрывает по всем параметрам.

Если взять складной электробайк начального уровня (35-40 тыс. рублей), то при постоянном сезонном использовании в поездках на работу, на природу к ближайшему озеру и по другим своим делам вы через несколько лет отобьете вложения в электробайк и начнете экономить даже на общественном транспорте. Звучит, должно быть, немного странно, но, как оказалось, некоторые владельцы приобретали такие велосипеды именно из подобных соображений.

Для борцов за экологию

Возможно, многим этот пункт будет не интересен, но я решил включить его в список плюсов, ведь что может быть лучше ощущения того, что вы НЕ вносите свой вклад в разрушение хрупкой экосистемы Земли? Причем вы можете гордиться собой вдвойне, ведь любой владелец самого экологичного «Приуса» или даже электрокара типа Tesla априори наносит значительно больший ущерб самим фактом покупки автомобиля.

Весь литий для батарей, металл, пластики и другие материалы, без которых невозможно создать автомобиль, добываются из земли в гигантских количествах, а значит, наша планета продолжает страдать от автомобилизации. Плюс электроэнергия по-прежнему вырабатывается электростанциями, которые сжигают топливо, выбрасывая в атмосферу яд. Все эти факторы сведены к минимуму в электробайках. А в обычных велосипедах они вообще практически сведены к нулю.

Движение – сила

Еще один момент, касающийся электровелотранспорта. На нем вы будете подтянутым, бодрым и активным ездоком.

На самом деле об этом до сих пор идет множество споров. Велолюбители, предпочитающие обычный велосипед с педалями, конечно, стоят на своей позиции и ни в какую не признают за «своих» коллег-спортсменов – владельцев электровеликов, мотивируя это тем, что для занятий спортом не должно быть никаких электрических помощников. С ними я абсолютно солидарен в этом плане.

Однако стоит заметить, что, согласно данным проводимых исследований, при использовании электровелосипеда вы сожжете всего на 20% меньше калорий, чем при вкручивании педалей обычного двухколесного «железного друга».

Насколько это соответствует действительности, я не знаю, но знаю одно: лучше заниматься хоть какой-то физической нагрузкой, чем не получать ее вообще. Думаю, вы со мной согласитесь.

Вы экономите время

Общественный транспорт – это хорошо, но до него нужно дойти и его нужно ждать. С велосипедом все проще: вы вышли из дома, взобрались на байк и поехали. В течение недели я провел простейший эксперимент: один день ездил на работу на автобусе, один день – на велосипеде, чередуя попытки. Оказалось, что на общественном транспорте я тратил от 25 до 35 минут на то, чтобы добраться до работы, тогда как на двухколесном транспорте на месте я уже был через 20 минут.

Уверен, того же результата на средних дистанциях можно добиться с использованием метро, если вы живете не в пяти минутах ходьбы до ближайшей станции метро.

Оставшиеся несколько дней аналогичный эксперимент я провел с автомобилем. В этом случае временной паритет сохранился – машине доехать быстрее мешали пробки.

Вы получите больше

По итогу месяца владения e-bike’ом я пришел к выводу, что данный вид транспорта, возможно, может подойти людям, которые хотят заняться спортом (любым любительским спортом), но на это им не хватает силы воли, поскольку первые три месяца для начинающего спортсмена самые сложные. Нужно привыкнуть, как говорится, и душой, и телом. Эту привычку как раз и может незаметно дать электровелосипед с педальным приводом, где вам все же придется крутить педали. Нагрузка будет распределяться равномерно, а мышцы – тренироваться постепенно.

На следующий сезон вы уже легко сможете дополнить свои покатушки обычным велосипедом, повышая свой навык и тренированность. Дальше все будет зависеть исключительно от вашего желания – захотите ли вы прогрессировать и стать настоящим спортсменом или продолжите кататься в свое удовольствие на быстром, маневренном электробайке.

Велосипед не машина – не угонят (если надежно его спрятали)

Это еще один, безусловно, спорный пункт, который относится как к плюсам, так и к минусам использования электробайка. Когда вы дома, своего железного коня вы можете хранить в своей квартире. По крайней мере, я делал именно так. По габаритам электровелосипед не больше обычного, так что спокойно проходит на стандартный балкон квартиры стандартной площади. Но есть существенный минус – вес. 25-35 кг – это вам не шутки. Так что если у вас в доме нет лифта, о покупке подобного средства передвижения придется забыть.

Минусы электрических велосипедных гибридов

В целом о плюсах приобретения мы с вами поговорили, и общая картина более-менее у вас сложилась. Но где есть плюсы, там же есть и минусы. Какие отрицательные черты есть у электробайков? На мой взгляд, они следующие:

Они не дешевые

Да, электровелосипед значительно дешевле автомобиля, но также он прилично дороже любого дорожного велосипеда без моторчика. Добавьте 30, 40, а то и 50 тыс. рублей сверху (суммы могут быть значительно более внушительными. Вот модель за 700 тыс. рублей: Haibike Xduro FullSeven Carbon 9.0) при покупке велосипедов одного класса и вы поймете, что выгоднее все же взять старый добрый байк на обычном цепном приводе.

Добавьте к этому стоимость страховки (ага, есть люди, страхующие их), хорошего замка (чтоб не угнали), фонаря, шлема и других аксессуаров и задайтесь вопросом: «Вы собираетесь ездить на этом велосипеде достаточно, чтобы окупить его стоимость?»

Хотя, как мы говорили ранее, есть и достаточно бюджетные и непритязательные модели, позволяющие за несколько лет начать реально экономить. Правда, их минусами остается:

Большой вес (30 кг и даже более, при том, что более дорогие велобайки весят чуть более 20 кг);

Малая внешняя привлекательность;

Возможны проблемы с надежностью у недорогих моделей.

Они тяжелые

Самый легкий велосипед, который я нашел, весил порядка 18 кг без корзин, стоек, замков и других принадлежностей. Таким образом, это не тот велосипед, который вы собираетесь перекинуть через плечо и занести на шестой этаж.

Не оставляйте его на улице

Когда электродевайс стоит на улице без присмотра, за ним будут пристально наблюдать велоугонщики. НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ e-bike без присмотра. Велозамки, хоть обвешайте ими своего дорогого железного коня, не помогут. Впрочем, это касается и обычных велосипедов.

Если на работе есть охраняемая автостоянка, постарайтесь ставить байк туда. В противном случае, если будете оставлять его на работе у входа, в один прекрасный момент вы не обнаружите свою собственность на законном месте.

Это же касается хранения велосипеда в подъезде или так называемом «предбаннике» на этаже. Там тоже орудуют угонщики, не давайте им шанса.

Вам нужно его заряжать

Не забывайте, что аккумуляторы нужно заряжать. Если забудете об этом, вас будет ждать малоприятный сюрприз – помощи от аппарата в пути вы не получите и придется отправляться обратно домой, возможно даже в пешем порядке.

Батареи имеют недостатки

Километраж работы вспомогательного электромотора достаточно ограничен: от 16 до 96 км в зависимости от условий движения.

У некоторых моделей велосипедов есть вспомогательные аккумуляторы, которые вы можете перевозить с собой в рюкзаке, чтобы менять их по мере необходимости, но это лишние хлопоты и вес.

Не забывайте также, что электрические батареи также нуждаются в замене после определенного цикла зарядов-разрядов (в среднем несколько лет), добавляя к стоимости эксплуатации.

Люди могут начать тебя ненавидеть

Как известно, велосипед является средством повышенной опасности. Тем более велосипед, который способен разгоняться до 30 и более км/ч. А это значит, что вы должны быть предельно аккуратны на дороге. Следить за пешеходами, автомобилистами, другими велосипедистами, стараясь предугадать их действия. В противном случае аварии будет не избежать. Безусловно, как и на любом другом велосипеде, вам, совершеннолетнему дееспособному гражданину, путь на тротуар закрыт.

Напомним, что движение велосипедистов (на обычном велосипеде) старше 14 лет возможно (в порядке убывания):

По велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов;

Если их нет – по правому краю проезжей части;

По обочине, если недостаточно места на краю проезжей части;

По тротуару или пешеходной дорожке (в крайнем случае, если альтернатив нет, но лучше спешиться и везти велосипед рядом).

На электробайке ввиду достаточно высоких скоростей ездить придется по дороге. А это значит, что: вас возненавидят автомобилисты, мотоциклисты, пешеходы и даже другие велосипедисты. По крайней мере, в некоторых ситуациях мне казалось именно так.

Электробайк – опасность для велосипедиста

Когда ездите на велосипеде, всегда надевайте шлем. Это правило в тысячу раз важнее при пользовании электрическим велосипедом. Дело не только в скоростях (на обычном велосипеде можно разогнаться ничуть не меньше с какой-нибудь горки), но важно помнить, что управлять некоторыми типами электробайков может быть сложнее из-за более высокого крутящего момента, уходящего на ведущие колеса. Проскальзывание покрышки на неустойчивом или скользком покрытии чревато падением. Об этом нужно помнить и для начала потренироваться управлять велосипедом. Тем более есть модели с передним или полным типом привода, а ими управлять нужно совершенно по-другому.

Не забудем отметить, что, несмотря на физнагрузку, для многих опытных велосипедистов ее будет не хватать. Поэтому здоровья в той мере, в которой вы бы его получили на обычном велосипеде, на электробайке не ждите.

Не всепогодный вид транспорта

Электричество боится влаги, грязи, снега и низких температур. Поехать когда вам захочется на таком велосипеде не получится.

Что по итогу?

По итогу для меня психологически езда на велосипеде с электрическим помощником была трудной. Словно я оказался в игре и включил какой-то магический чит-код.

Откатав на велосипеде месяц, я без зазрения совести отдал его обратно владельцу и с легкой душой пересел обратно на свой обычный байк на мускульной тяге. Для меня все же оказалось несочетаемым сочетание мотора и ног. Возможно, кто-то действительно сможет найти для себя в этом странном типе транспорта больше плюсов, чем минусов.

Но одно меня точно беспокоит – если более чем за 118 лет с момента появления первого велосипеда с электрическим приводом они так и не распространились, значит, на это были причины? Ведь верно? И были ли решены проблемы прошлого в велосипедах настоящего? Есть стойкое предположение, что нет.

Электровелосипед: пан или пропал?

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

На улице – лето, на теле – футболка, на ногах – сандалии. Кажется, сейчас идеальным транспортом будет мотоцикл или скутер. Но можно ли найти альтернативу без требования «прав» и топлива, с меньшей ценой и «чистой» ездой? Глянем на электрические велосипеды.

Электровелосипед – это велосипед, который оснащен электромотором и аккумулятором. Как правило, они могут проезжать 20-50 км на электротяге и стоят меньше или сравнимо с самыми дешевыми скутерами. Добавьте к этому отсутствие затрат на топливо (лишь пару гривен на электричество), возможность езды в парках (как на обычном велосипеде), эксплуатация без «прав» (сегодня даже для 50-кубового скутера нужны водительские права), компактные размеры (помещается в лифт и тамбур между квартирами). Идеальный летний транспорт? Мы это проверили на двух диаметрально разных моделях…

Optima City 250 Вт

Заводской электровелосипед, 2 режима работы электропривода, 7 передач, относительно невысокая цена, передняя амортизирующая вилка – это действительно оптимальный велосипед? Не совсем…

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Сможет ли электрический велосипед стать идеальным летним транспортом, «задвинув» автомобиль сугубо в осенне-зимний сезон? Сейчас проверим!

Главная проблема – в конструкции велосипеда: заднее расположение АКБ, электромотор в заднем колесе, традиционная и смещенная назад посадка человека. Все это уж слишком сильно нагружает заднее колесо, которое еще и лишено амортизатора. В итоге быстро ехать на велосипеде неприятно и тряско. Да и не выйдет толком – электродвигатель слаб (максимальная скорость около 20-25 км/ч) и ему не слишком помогает даже встроенный планетарный редуктор.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Вся суть электровелосипеда Optima City: АКБ, проводка, электромотор. И вся его проблема – ну уж слишком большая нагрузка на заднее колесо. Обратите внимание на ключи: позиция блокировки АКБ, позиция «зажигания» – прям как в автомобиле или скутере.

К примеру, подъем улицы Елены Телиги велосипед на электротяге проехал ровно до половины (до синей АЗС), а вторую часть подъема пришлось крутить педали. Благо, здесь есть режим «Pedal Assistance» когда электродвигатель работает в режиме помощи при вращении педалей человеком. Так и различные подъемы даются легче, и заряда АКБ хватит на дольше. Ведь в полностью электрическом режиме Optima City проезжал в реальных условиях лишь 15-20 км (разгоны и торможения, много подъемов, разный ветер); в идеальных – способен километров на 25-30 (равнина, невысокая скорость, слабый ветер или его отсутствие).

Электровелосипед: пан или пропал?

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Optima City предлагает 2 режима езды в электрическом режиме: кнопка P/A служит переключателем между «Pedal Assistance» (электромотор эпизодически помогает крутить педали) или полностью электрическим режимом езды; кнопка «Mode» регулирует уровень помощи при вращении педалей; шкала «LH» показывает «запас топлива» в АКБ.

Электровелосипед Optima City 250 Вт вряд ли можно назвать «оптимальным» вариантом замены скутера и реальным транспортом для ежедневного использования в крупном городе и/или при больших пробегах. В тоже время, Optima City – это вариант для небольших городков и сел, где не нужна высокая скорость и длительная дистанция пробега, а также для прокатных станций, расположенных в парках (Пирогово), у замков (Каменец-Подольский), в центральной части города (Львов).

И был я слегка расстроен, пока не сел на…

Ardis Kaliber 1 000 Вт

Горки в Парке Дружбы Народов? Да не вопрос! Вверх по Елены Телиги? Да с ускорением!

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Ardis Kaliber выглядит более подтянутым и спортивным: велосипед предлагает посадку человека с наклоном вперед; здесь более толстые шины, дисковые тормоза. Более динамичным и собранным он оказался и в езде.

Этот самодельный электровелосипед построен на базе традиционного Ardis Kaliber, но имеет мотор-колесо на 1 000 Вт и контроллер на 800 Вт – т.е. он еще ехал не на максимуме, и при «тюнинге» способен даже на большее.

Но все равно его динамика, мощность, скорость впечатляла. При старте со светофора первые 50-100 метров электровелосипед уезжал едва ли не быстрее обычных автомобилей. Максимальная скорость на электротяге может достигать около 50 км/ч, что сопоставимо с дешевыми 50-кубовыми скутерами.

фото 5

Максимальная скорость, до которой удалось разогнаться исключительно на электротяге – 44 км/ч (без спусков и подъемов, полный заряд АКБ, нагрузка 75-80 кг); а ведь будь дорожка длиннее, то, пожалуй, можно было дотянуть и до 50 км/ч – чувствовалось, что запаса у двигателя еще был.

Быстрый разряд АКБ из-за высокой мощности? Нет такого – достаточно поставить 48-вольтную батарею, сравнимую по размерам с 36-вольтным аккумулятором Optima City, и пробег мощного Ardis был уж точно не меньше. Даже если постоянно крутит электровелосипед Ardis Kaliber 1 000 Вт почти «на полную» да ездить по горкам на электротяге, все равно можно легко проехать 25-30 км. При здравом использовании запаса электрики можно вполне рассчитывать уже на 40 км; а при экономичном стиле езды может выйдет и больше.

Однако в случае с Ardis Kaliber 1 000 Вт важен не только мотор и АКБ, но и общая конструкция. Во-первых, здесь посадка такова, что человек больше наклонен вперед. Во-вторых, аккумулятор и блок управления установлены не на задней оси, а в пределах рамы, по центру велосипеда.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В случае с Ardis Kaliber аккумулятор и контроллер управления электрической системой велосипеда были установлены по центру рамы – это благотворно сказалось на развесовке данной модели.

В результате Ardis Kaliber 1 000 Вт лучше сбалансирован, что одновременно прибавляет комфорта и стабильности при езде. На общий положительный имидж работают даже мелочи: более удобная ручка «газа»; аккуратный «Power-метр», мощные дисковые тормоза; багажник сзади свободен.

Да и в целом – Ardis Kaliber 1 000 Вт уже вполне претендует на то, чтобы стать транспортом на каждый день, заменить скутер летом даже в крупном городе, где нужны длинные поездки и высокая скорость. Кроме того, он занимает «фан-нишу», когда на таком велосипеде можно отправится в «сложные» прогулки по парку-лесу (где есть подъемы, спуски, триал-трассы). Вот это отличный баланс и мощности, и скорости, и запаса хода, и стабильной езды. Однако цена мощного электровелосипеда уже сравнима с дешевыми 50-кубовыми скутерами.

Электровелосипед против конкурентов

Так какой велосипед лучше? А может общественный транспорт? И что, если добавить в сравнение автомобиль? Давайте сравним разные виды транспорта на примере поездки на работу по длинному маршруту (22 км) с разными условиями движения (есть скоростной участок, затяжной подъем, дворовые проезды на невысокой скорости).

К авто – 192 дня

К авто – 273 дня

А теперь несколько комментариев к таблице:

  1. Как видите, более слабый велосипед Optima City 250 Вт сравним по скорости с общественным транспортом, в то время, как мощный электровелосипед Ardis Kaliber оказывает заметно быстрее. Причем он тратит не намного больше энергии, т.к. достаточно один раз разогнаться до высокой скорости и затем можно дольше ехать накатом, вообще не расходуя электроэнергию.
  2. В сравнении с обычным велосипедом, оба электрических выигрывают хотя бы в том, что добираешься на работу свежим и без усталости, при этом с аналогичной, если не большей, скоростью. В сравнении с недорогим 50-кубовым скутером, мощный Ardis Kaliber ездит лишь чуть медленнее, но заметно проще (не надо «прав», можно поставить в кабинете) и экономичнее в эксплуатации (для скутера – средний расход топлива 2,5л/100 км; около 0,55 л топлива за 22 км пробега; около 11-12 грн за одну поездку).
  3. Ввиду меньшей цены, электровелосипед Optima City окупается заметно быстрее, чем более дорогой Ardis Kaliber. Снова подтверждается прошлый вывод: OptimaCity– отлично подходит для небольших городков и сел; там, где не нужны длительные поездки и высокая скорость; для пунктов проката велосипедов; более мощныйArdisKaliber– реальная альтернатива скутеру; высокая скорость и большая дальность пробега; интересный «фан-велосипед».

Конечно, осталось еще масса вопросов к велосипедам. К примеру, защита от угона. Так, каждый электровелосипед имеет съемную АКБ с возможностью ее блокировки и ключами «зажигания». Но эти ключи лишь прерывают электрическую цепь, однако не блокируют педальный привод – можно уехать как на велосипеде.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Съемная АКБ устанавливается в нишу и блокируется поворотом ключа. Средний срок службы АКБ – до 5 лет, причем желательно раз в 2 года проводить процедуру калибровки ячеек аккумулятора для восстановления максимальной емкости.

Безусловно, можно поставить и мотосигнализацию, но ее просто некуда спрятать, проводку можно легко перекусить. Выход лишь один: прочная и толстая цепь или трос с замком.

Также важен вопрос места установки электродвигателя, ведь существует масса электровелосипедов с передним мотор-колесом, а у нас на тесте были только заднеприводные модели: какой привод лучше? И на что еще обратить внимание при выборе электровелосипеда – вольтаж системы, мощность мотора, тип АКБ?

Если всерьез заинтересовались темой электровелосипедов, то ответы на все основные вопросы вы сможете найти в соответствующем гиде покупателя на Hotline.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *