Intel b560 chipset какие процессоры
Перейти к содержимому

Intel b560 chipset какие процессоры

  • автор:

Сравнительный анализ B560, H510 и H470: как выбрать чипсет для увеличения fps?

Когда речь идет о создании игрового компьютера, одним из самых важных элементов является выбор чипсета материнской платы. Чипсет определяет, какие виды процессоров, памяти и устройств хранения данных поддерживаются, и для многих геймеров наиболее важный параметр — это возможность увеличения fps (количество кадров в секунду) в играх.

B560 является новым чипсетом, выпущенным Intel в 2021 году, и по сравнению с H510 и H470 предоставляет более широкие возможности для увеличения fps. B560 поддерживает процессоры Intel Core i9, i7 и i5 11-го поколения, а также DDR4 с частотой до 3200 МГц и PCIe 4.0.

B560 также имеет более обновленные возможности настройки BIOS и разгон процессора. Эти дополнительные функции могут увеличить производительность игрового компьютера и, соответственно, количество кадров в секунду.

H510 — бюджетный чипсет, выпущенный Intel в 2021 году. Он поддерживает только процессоры Intel Core 11-го поколения, а также DDR4 с частотой до 2933 МГц и PCIe 3.0.

Хотя H510 является бюджетным вариантом чипсета, он может увеличить fps в некоторых играх и настройках графики. Однако, поскольку H510 не имеет возможности разгона процессора, он может оказаться менее эффективным по сравнению с B560 и H470.

H470 был выпущен Intel в 2020 году и был разработан как средняя по стоимости альтернатива более дорогому Z490. H470 поддерживает процессоры Intel Core 10-го и 11-го поколения, DDR4 с частотой до 2933 МГц и PCIe 3.0.

Хотя H470 имеет возможности для разгона процессора, он не такой мощный, как B560. Кроме того, H470 может не иметь поддержки новых функций, доступных в B560.

Как выбрать чипсет для увеличения fps?

При выборе чипсета для увеличения fps, важно учитывать не только стоимость, но также наличие определенных функций, которые могут повлиять на производительность компьютера. Чипсет B560, благодаря новым функциям и возможностям, может быть лучшим выбором для повышения количества кадров в секунду в играх.

Однако, если стоимость игровой системы оказывается главным фактором, то H510 могут быть достаточными для увеличения fps в некоторых играх. H470 является средней альтернативой и может подойти для тех, кто хочет получить функции разгона процессора по более доступной цене.

В итоге, выбор чипсета материнской платы для повышения fps зависит от индивидуальных потребностей и бюджета. Тем не менее, если вы хотите получить наибольшую производительность и возможности, B560 будут правильным выбором.

Intel b560 chipset какие процессоры

Сотрудник TechSpot Стивен Уолтон провёл тестирование разных моделей материнских плат на чипсете Intel B560 и назвал полученные результаты катастрофическими. В начале он пояснил, что недавно проводил тестирование большого количества плат на чипсете Z590 с процессорами Intel 11-го поколения и не выявил каких-либо значимых отличий в работе процессоров на разных моделях материнских плат. Ни одна плата не ограничила производительность процессоров из-за каких-либо ограничений в BIOS. Исключением оказалась лишь плата от Asrock, работающая в пределах спецификации Intel, но при настройках по умолчанию занижающая тактовую частоту процессора Intel Core i9-11900K в многоядерной нагрузке до 10%.
Однако, в связи разблокировкой компанией Intel функции разгона памяти в платах на чипсете Intel B560, он решил уделить пристальное внимание именно платам данной категории, как наиболее подходящим для бюджетных систем. Для тестов он выбрал самые недорогие процессоры с заблокированным множителем: шестиядерный Core i5-11400F и восьмиядерный Core i7-11700. С его слов, покупать в пару к подобным процессорам материнские платы на чипсете Intel Z590 не имеет смысла в финансовом плане.

реклама

По результатам тестирования мистер Уолтон установил, что в зависимости от модели материнской платы B560 производительность заблокированных процессоров, имеющих TDP 65 Ватт, таких как i5-11400F и i7-11700, может снизиться более, чем на 40%. Суть проблемы кроется в настройках BIOS, выставленных по умолчанию. А именно с такими настройками их используют большинство покупателей.

Так, процессоры, установленные в материнские платы MSI B560 Tomahawk (200$) и Gigabyte B560M Aorus Pro AX (180$) показали ту же производительность, что и на платах Z590. Установленный в них процессор Intel Core i5-11400F в многоядерном тесте Cinebench R23 работал на средней частоте 4,2 ГГц при настройках по умолчанию. Более дешевые платы Asrock B560 Pro4, Gigabyte B560M DS3H AC и MSI B560M Pro по умолчанию устанавливают ограничение TDP 65 Вт, что сказывается на рабочей частоте процессора. Например, i5-11400F установленный в Asrock B560 Pro4 в многоядерном тесте работал частоте всего 3380 МГц. Худший результат показала плата MSI B560M Pro — всего 3100 МГц, что почти на 1 ГГц ниже (-35%), чем у Tomahawk. Плата Gigabyte B560M DS3H AC позволила процессору работать на частоте 3500 МГц. Подобную разницу в производительности можно назвать огромной. Это фактически производительность процессоров разных уровней. Ниже приведены результаты на всех пяти протестированных платах в 30-минутном прогоне бенчмарка Cinebench R23.

Более утешительными оказались результаты в играх. В игре Shadow of the Tomb Raider падение производительности на более дешевых платах достигло значения в 12%.

Автор подчёркивает, что на всех указанных платах можно снять ограничение мощности, изменив настройки в BIOS вручную. К примеру на MSI B560M Pro необходимо сменить в BIOS настройку «box cooler» на «water-cooling».

Следующим на очереди оказался восьмиядерный процессор Core i7-11700 с заявленной частотой в режиме Turbo — 4,9 ГГц, при базовой 2,5 ГГц. Платы MSI B560 Tomahawk и Gigabyte B560M Aorus Pro AX позволили ему работать на частоте до 4,4 ГГц в тесте Cinebench R23. А вот результаты более дешевых плат оказались удручающими. Gigabyte B560M DS3H AC снизил тактовую частоту процессора в этом тесте до 3180 МГц (-43%), Asrock B560 Pro4 выдержала всего 3155 МГц (-44%), а MSI B560M Pro оказалась худшей — всего 2890 МГц (-53% по сравнению с MSI B560 Tomahawk). Следовательно, при использовании восьмиядерного процессора i7-11700 добиться его максимальной производительности можно только лишь при ручных настройках.

В играх результаты на дешевых платах ухудшились на 8, 9 и 14 процентов соответственно.

Снятие в BIOS ограничений мощности также не приводит все материнские платы к единому показателю производительности процессора. На этот раз ограничителем выступают функции тепловой защиты VRM, снижающие производительность процессора в плате MSI B560M Pro на 16% по сравнению с MSI B560 Tomahawk.

Интересным моментом оказалось то, что минимальный разброс в производительности на разных платах B560 показал процессор Core i5-11600K — всего 4% по частоте. Причина в TPD процессора — 125 Вт, которое автоматически расширяет лимиты мощности в BIOS. Установка Core i5-11600K позволяет не обращаться к ручным настройкам в BIOS.

Таким образом, в результате тестирования автор пришел к неутешительным выводам, что если покупатель материнской платы на чипсете B560 не является опытным пользователем, умеющим совершать тонкие настройки в BIOS, то при покупке недорогой платы он может потерять в производительности до 50%. А ведь ещё есть настройки оперативной памяти. Мистер Уолтон откровенно назвал это безумием и большим беспорядком у производителей материнских плат. Отчасти, виной тому очень расплывчатые спецификации Intel. Ведь зачастую процессоры, работая на сниженных частотах, всё-таки находятся в их рамках. В заключении TechSpot рекомендует всем покупателям материнских плат на чипсете b560 крайне ответственно отнестись к выбору платы до её покупки. Тем же, кто не может или не желает проводить ручные настройки в BIOS лучше избегать материнских плат Intel B560 стоимостью менее 140 долларов, дабы не получить крайнее разочарование от покупки.

Какой чипсет выбрать для LGA 1200

Процессоры Intel пользуются большой популярностью у тех, кто предпочитает простоту и высокую производительность. Эти факторы обусловлены легким разгоном линейки процессоров «синих» и отличные показатели, как в однопоточных, так и многопоточных задачах.

Несмотря на выход 12-поколения процессоров, оно, как и 11-е поколение, оставляет смешанные чувства. Это вызвано высокой стоимостью платформы и несовершенством оперативной памяти DDR5, призванной раскрыть весь потенциал 12-ой линейки. Из-за этого большим спросом пользуется 10-линейка, а вместе с ней и линейки материнских плат серий 400 и 500. В данной статье будет рассмотрено какой чипсет выбрать для LGA 1200. Поговорим про чипсеты 400 и 500 линейки, их особенности и недостатки.

Какой чипсет выбрать для сокета 1200

По чипсетам платы для процессоров Intel делятся на несколько типов:

  • H – чипсеты для бюджетных сборок, максимально доступные в продаже. Разгон процессора и оперативной памяти не предусмотрен.
  • B – средний сегмент для сборки игровых компьютеров средней мощности и производительных офисных и рабочих станций. Разгон процессора не предусмотрен, но есть разгон оперативной памяти.
  • Z – флагманские линейки, ориентированные на создание топовых игровых систем с возможностью экстремального разгона процессора и оперативной памяти.
  • Q – специальные платы для бизнес-сетей, с отсутствием каких-либо разгонным элементов, функциями мониторинга и удаленного доступа для администрирования.
  • W – платы под рабочие вычислительные и дизайнерские станции без возможностей разгона.

По сериям модельный ряд можно разделить:

  • 500-линейка. Релиз состоялся в январе 2021 года. Предназначена для работы с новыми процессорами 11-го поколения и для реализации их особенностей. Появилась поддержка PCI-E 4.0, в том числе для семейства Rocket Lake-S. Еще одна фишка – USB версии 3.2. Gen 2×2, что увеличило скорость передаваемых данных до 20 Гб/сек.
  • 400-линейка. Вышла в апреле 2020 года. Ее особенностью считается поддержка до 24 линий PCI-E 3.0 , до 14 портов USB 2.0 и 6 портов USB 3.1. Работает с процессорами серии Comet Lake, включая 10хх0 серию Intel Core и вариациями «камней» со встроенной графикой Intel UHD 630 и без нее. Также появилась возможность разгона некоторых процессоров до 5.3 ГГц.
  • Версия PCIe для видеокарты: 3.0 x1, x2, x4.
  • Кол-во USB 3.2 Gen1х1: 0.
  • Кол-во USB 3.1 Gen1: 1.
  • Кол-во USB 2.0: 10.
  • Кол-во SATA: 4.
  • Кол-во m.2: 1.
  • SATA Express: 2-4.
  • Разгон процессора: Нет.
  • Разгон памяти: Нет.

Платы на H510 поддерживают процессоры от 5-го поколения и выше. Обладают упрощенной системой питания без охлаждения, преимущественно 2 слотами под оперативную память и минимум портов подключения. Производители экономят на всем, поэтому платы имеют сдержанный стиль и выпускаются в формате mATX.

  • Версия PCIe для видеокарты: 3.0 x1, x2, x4.
  • Кол-во USB 3.2 Gen1: 6.
  • Кол-во USB 3.2 Gen1: 6.
  • Кол-во USB 2.0: 12.
  • Кол-во SATA: 6.
  • Кол-во m.2: 1-2.
  • SATA Express: 2-6.
  • Разгон процессора: Нет.
  • Разгон памяти: Да.

Чипсет B560 представлен широким спектром плат от различных производителей. В наличии есть варианты без радиаторов на системе VRM, 2 слотами под оперативную память и простой разводкой. Например, от MSI. Улучшенные версии, например, от ASUS, снабжаются комплектными системами охлаждения, имеют более толстый текстолит и располагают большим числом портов для подключаемых устройств. Разгон процессора не предусмотрен, можно лишь немного разогнать память.

  • Версия PCIe для видеокарты: 3.0 x1, x2, x4.
  • Кол-во USB 3.2 Gen1: 14.
  • Кол-во USB 3.1 Gen1: 0.
  • Кол-во USB 2.0: 14.
  • Кол-во SATA: 6.
  • Кол-во m.2: 1.
  • SATA Express: 2-4.
  • Разгон процессора: Нет.
  • Разгон памяти: Да.

Улучшенный вариант H510. Усилена система питания, увеличено число SATA. Платы на данном чипсете часто применяются для создания простых игровых конфигураций без возможности разгона. Из-за специфичности чипсета, на рынке не так много плат, как B560. Преимущественно в продаже можно встретить ASUS и AsRock,

  • Версия PCIe для видеокарты: 3.0 x1, x2, x4.
  • Кол-во USB 3.2 Gen1: 23.
  • Кол-во USB 3.1 Gen1: 0.
  • Кол-во USB 2.0: 10.
  • Кол-во SATA: 6.
  • Кол-во m.2: 2-3.
  • SATA Express: 6.
  • Разгон процессора: Да.
  • Разгон памяти: Да.

Топовый чипсет во всех смыслах. На нем можно собрать емкую систему, используя до 3 м.2. накопителей. Дополнительно доступны физические кнопки сброса БИОС, Wi-Fi модули с комплектными антеннами, настраиваемая подсветка и глубокие возможности для разгона.

  • Версия PCIe для видеокарты: 3.0 x1, x2, x4.
  • Кол-во USB 3.2 Gen1: 4.
  • Кол-во USB 3.1 Gen1: 0.
  • Кол-во USB 2.0: 10.
  • Кол-во SATA: 4.
  • Кол-во m.2: 0.
  • SATA Express: 2-4.
  • Разгон процессора: Нет.
  • Разгон памяти: Нет.

Максимально упрощенный чипсет под офисные машины. Платы данного типа, в основном имеют 2-4 разъема под SATA, могут включать до 10 USB 2.0 и редко до 4 USB 3.2 Gen2. Порты м.2 отсутствуют из-за малого числа линий PCi—E и компактного размера текстолита. Чипсет дополнительно поддерживает вывод изображения при установке процессоров со встроенной графикой Intel UHD 600.

  • Версия PCIe для видеокарты: 3.0 x1, x2, x4.
  • Кол-во USB 3.2 Gen1: 8.
  • Кол-во USB 3.1 Gen1: 0.
  • Кол-во USB 2.0: 12.
  • Кол-во SATA: 6.
  • Кол-во m.2: 1.
  • SATA Express: 2-6.
  • Разгон процессора: Нет.
  • Разгон памяти: Нет.

B460 располагает усиленной подсистемой питания, более качественной разводкой и наличием единственного м.2. порта. Из достоинств чипсета можно отметить невысокую цену и широкий ассортимент на рынке. В460 выбирают желающие приобщиться к бюджетному геймингу, не отягощая себя сложностями с разгоном.

  • Версия PCIe для видеокарты: 3.0 x1, x2, x4.
  • Кол-во USB 3.2 Gen1: 8.
  • Кол-во USB 3.1 Gen1: 0.
  • Кол-во USB 2.0: 14.
  • Кол-во SATA: 6.
  • Кол-во m.2: 1.
  • SATA Express: 2-6.
  • Разгон процессора: Нет.
  • Разгон памяти: Нет.

Компромиссный вариант между стоимостью и функциональностью. Н470 приобретают те, кто хочет поиграть с минимальными вложениями в нетребовательные игры. Помимо полноформатного размера, данные платы имеют упрощенные системы охлаждения в виде тонких радиаторов на мостах и VRM. Излишеств вроде подсветки найти будет трудно, но поставить скоростной м.2 или пару видеокарт можно.

  • Версия PCIe для видеокарты: 3.0 x1, x2, x4.
  • Кол-во USB 3.2 Gen1х1: 10.
  • Кол-во USB 3.1 Gen1: 0.
  • Кол-во USB 2.0: 14.
  • Кол-во SATA: 6.
  • Кол-во m.2: 1-2.
  • SATA Express: 2-6.
  • Разгон процессора: Да.
  • Разгон памяти: Да.

Серия Z490 предоставляет широкий ассортимент инструментов для сборки производительных машин и сборку из лучших комплектующих элементов. Самые «заряженные» версии Z490 получили контуры для подключения жидкостного охлаждения и радиаторы, покрывающие 75% от общей площади платы. Дополнительно платы снабжаются экранами пост-кодов для анализа ошибок, двойными BIOS-ами и множеством коннекторов для подключения вентиляторов. Наше сравнение чипсетов intel под сокет lga 1200 подходит к завершению. Рассмотрим ещё несколько менее популярных чипсетов.

  • Версия PCIe для видеокарты: 3.0 x1, x2, x4.
  • Кол-во USB 3.2 Gen1: 10.
  • Кол-во USB 3.1 Gen1: 0.
  • Кол-во USB 2.0: 14.
  • Кол-во SATA: 6.
  • Кол-во m.2: 1-3.
  • SATA Express: 6.
  • Разгон процессора: Нет.
  • Разгон памяти: Нет.

Чипсет для коммерческих сборок. Изысков и дизайнов на нем вы не увидите, как и каких-либо массивных элементов охлаждения. Платы представлены зеленым текстолитом с черными коннекторами. Из интересных особенностей отмечается самовосстанавливающийся BIOS, поддержка разъемов LPC для отладочных карт. Доступны журналы системных событий, водоотталкивающее покрытие и ПО для администрирования.

  • Версия PCIe для видеокарты: 3.0 x1, x2, x4.
  • Кол-во USB 3.2 Gen1:10.
  • Кол-во USB 3.1 Gen1: 0.
  • Кол-во USB 2.0: 14.
  • Кол-во SATA: 8.
  • Кол-во m.2: 2-3.
  • SATA Express: 2-4.
  • Разгон процессора: Нет.
  • Разгон памяти: Нет.

W480 заточен под высокопроизводительные рабочие станции с видеокартами для вычислений, например, серии NVidia PNY. Комплектуются увеличенным количеством портов SATA и м.2, для подключения нескольких емких накопителей. Обладают утолщенным текстолитом, чтобы выдерживать несколько видеокарт. Комплектация включает элементы заводских систем охлаждения, варьирующихся по наполнению в зависимости от производителя. Некоторые модели имеют 2 LAN- порта для обеспечения стабильной связи с интернетом, как во всемирной паутине, так и по локальной сети. Из-за специфичности чипсета и малой распространенности, вместо них часто покупают «игровые» платы.

Выводы

Каждый чипсет по своему хорош и создан для определенных задач.

  • Серия H рекомендуется для приобретения тем, кто собирает компьютер для работы или простого гейминга. В этом случае можно обратить внимание на чипы Hx10/Hx70, для процессоров Intel Core i3-1×100. При этом можно сэкономить и взять процессоры с приставкой F, не переплачивая за встроенную графику.
  • B-чипсет рекомендуется для нетребовательных геймеров ограниченных в бюджете. B460 и B560 гонят только память, но неплохо работают с i5-1×400 и 1×600. При желании можно замахнуться и на 1х700, но тогда системы питания чипсета может не хватить, если плотно заняться разгоном.
  • Z-чипсет можно брать под топовые и предтоповые модели, вплоть до 1х900, с максимальным разгоном и под СЖО под игры, моделирование и вычисления.
  • W-чипсет нужен тем, кто собирается создавать рабочую станцию на базе Xeon W-1200, так как он обеспечивает повышенную безопасность данных и стабильность работы.
  • Наконец, Q-чипсет будет неплохим выбором для фирм и предприятий, использующих процессоры Intel Core 10-го поколения, Celeron и Pentium Gold.

А какой чипсет выбрать для 1200 посоветовали бы вы? Напишите в комментариях!

Почему Core i5-11400F — это лучший Rocket Lake и при чём тут Intel B560

Компания AMD в последнее время явно сосредоточилась на высокомаржинальных и дорогих процессорах, отказавшись обновлять свои более доступные шестиядерные предложения. В результате ценовая категория «до $200» без боя отдана во власть «синей гвардии». И Intel® пользуется сложившейся ситуацией в полной мере. Она направила в этот ценовой сегмент свои новейшие предложения, которые имеют массу очень заметных преимуществ по сравнению с предшественниками.

Младший шестиядерник Core™ i5-11400 поколения Rocket Lake получил рекомендованную цену $182, а его версия без интегрированного графического ядра, Core i5-11400F, ещё дешевле – она оценена в $157. При этом и тот и другой процессоры располагают современной микроархитектурой с показателем IPC, увеличившимся на двузначное число процентных пунктов, а кроме того, наконец-то не имеют никаких ограничений в использовании скоростных модулей памяти даже в недорогих платформах. Благодаря этому они кажутся очень интересным вариантом для использования в массовых игровых системах.

Тем не менее статистика продаж говорит, что многие пользователи по инерции продолжают приобретать шестиядерники прошлого поколения, в частности Core i5-10400(F). И в ответ на это мы решили показать наглядно, что шестиядерный Comet Lake в текущих реалиях уже превратился в нерациональный вариант. Вы наверняка удивитесь и сами, когда увидите, насколько современная система, собранная из процессора Core i5-11400(F) и материнской платы на чипсете Intel B560, может быть производительнее привычного варианта «Core i5-10400 плюс B460». Кроме того, в тестировании, проведённом в рамках партнёрского проекта с компанией Intel, мы постараемся дать и практические рекомендации, как следует подбирать остальные компоненты системы, чтобы получить от Core i5-11400(F) максимальную отдачу.

⇡#Подробнее о Core i5-11400F

Даже из тех нескольких фраз, которые сказаны выше о младшем представителе семейства Rocket Lake — процессоре Core i5-11400F, нетрудно понять, что он выглядит очень многообещающе. Этот CPU имеет ту же рекомендованную цену, что и его предшественник, Core i5-10400F, но при этом опирается на новую микроархитектуру Cypress Cove, не теряя при этом в количестве ядер, как это случилось при обновлении серии Core i9. В результате это означает, что Core i5-11400F – такой же шестиядерник, как и Core i5-10400F, но с более высокой удельной производительностью, более высокими предельными частотами и с поддержкой более скоростной памяти. Каждый из перечисленных факторов кажется весомым улучшением, но на первом плане в этом списке стоит всё-таки микроархитектура Cypress Cove, которая сама по себе даёт прирост удельного быстродействия по сравнению со Skylake около 15-17 %.

Core i5-11400F Core i5-10400F
Платформа LGA1200 LGA1200
Микроархитектура Cypress Cove Skylake
Техпроцесс, мм 14 14
Ядра/потоки 6/12 6/12
Частота (номинал/турбо), ГГц 2,6-4,4 2,9-4,3
Частота с полной нагрузкой, ГГц 4,2 4,0
L2-кеш, Кбайт 6 × 512 6 × 256
L3-кеш, Мбайт 12 12
AVX-512 Есть Нет
TDP, Вт 65 65
Пределы PL1/PL2, Вт 154/65 134/65
Память DDR4-3200 DDR4-2666
Линии PCIe 20 × Gen 4 16 × Gen 3
Цена $157 $155

Но по таблице спецификаций видно, что Core i5-11400F лучше всё-таки далеко не во всём. Его базовая частота на 300 МГц ниже, чем у предшественника, и дело в действительности не в поддержке энергоёмких инструкций AVX-512. Настоящая причина – в использовании для производства Rocket Lake старого техпроцесса с 14-нм нормами. Именно из-за этого более сложные ядра Cypress Cove получились горячее ядер Skylake, и поэтому при одинаковом 65-ваттном ограничении по тепловыделению более старый Core i5-10400F будет получать преимущество в тактовой частоте. Однако данный фактор может сыграть роль в довольно ограниченном числе случаев – сейчас даже недорогие материнские платы не устанавливают процессору пределы энергопотребления PL1 и PL2 в состоянии по умолчанию.

Задействование этих пределов имеет смысл главным образом для компактных систем или для конфигураций с плохим охлаждением, поэтому при эксплуатации в обычных условиях Core i5-11400F проигрывать по частоте своему предшественнику не будет.

Говоря о тепловыделении, уместно отметить и ещё один факт. В любых представителях семейства Rocket Lake применяется один и тот же восьмиядерный полупроводниковый кристалл, и он припаян к теплораспределительной крышке. В шестиядерных же процессорах Comet Lake, напомним, могли использоваться как десяти-, так и шестиядерные кристаллы, причём во втором случае под крышку попадала термопаста. Это значит, что охлаждать Core i5-11400F не слишком сложно – никаких препятствий на пути передачи тепла внутри этих процессоров нет.

И наличие в Core i5-11400F припоя под крышкой очень уместно, поскольку этот процессор выделяет довольно много тепла. Для иллюстрации на графике ниже мы привели реальное потребление Core i5-11400F, измеренное при рендеринге в Cinebench R23, когда нагрузка распределялась на разное число потоков.

Как видно из графика, потребление шестиядерного Core i5-11400F при высокой нагрузке без AVX-инструкций в конечном итоге доходит до 150 Вт, что более чем вдвое превосходит установленный спецификацией параметр TDP. Это значит, что активация предела PL2, который устанавливает максимально разрешённое потребление на длительных дистанциях в 65 Вт, будет стоить Core i5-11400F существенного падения частоты, возникающего не только в тяжёлых, но даже и в малопоточных нагрузках. Как следует из полученных результатов, реальное потребление Core i5-11400F перешагивает через барьер в 65 Вт уже при загрузке всего трёх ядер.

Именно поэтому очень важно, чтобы Core i5-11400F использовался с качественным охлаждением, рассчитанным на реальное тепловыделение около 150 Вт. Боксовый кулер, который поставляется с этим CPU, на такое совершенно не способен. И это значит, что охлаждение для Core i5-11400F лучше покупать отдельно, причём экономить здесь явно не стоит. Пренебрежение этой рекомендацией может запросто привести к тому, что процессор не сможет работать на своих целевых частотах. Для примера просто взгляните, насколько тактовая частота Core i5-11400F в Cinebench R23 различается при работе этого процессора на максимуме своих возможностей и при ограничениях потребления, заданных 65-ваттным пределом PL2.

Падение частоты может превышать 1 ГГц, и это уже не шутки. Задушенный жёсткими рамками энергопотребления Core i5-11400F может оказаться медленнее на четверть, что поставит крест на всех преимуществах, которые даёт новая микроархитектура Cypress Cove.

Ещё один важный момент – поддержка памяти. Формально её частота повысилась с DDR4-2666 до DDR4-3200, но фактически указанное в спецификации значение перестало для Core i5-11400F быть определяющим. Ранее для эксплуатации памяти за пределами паспортных значений требовалась материнская плата на чипсете Z-серии, поддерживающая разгон процессора. Теперь этого не нужно: любые платы, за исключением совсем уж бюджетных решений на чипсете H510, в состоянии устанавливать для подсистемы памяти любую частоту по желанию пользователя. Снимает все ограничения в части работы памяти даже недорогой чипсет B560, и благодаря этому он становится просто идеальным вариантом для процессоров вроде Core i5-11400(F).

⇡#Какой кулер подойдёт для Core i5-11400F

Core i5-11400F способен потреблять и, соответственно, рассеивать до 150 Вт, при этом в комплекте с этим процессором поставляется довольно сомнительный кулер высотой всего 14 мм. Хотя он и имеет медный сердечник, для отвода такого количества тепла его явно недостаточно. Это подтверждается простым экспериментом – при отключенных пределах потребления Core i5-11400F с боксовым кулером быстро достигает 100-градусной температуры и уходит в троттлинг при любой нагрузке, которая сколько-нибудь существенно загружает процессор.

Зато небольшого кулера башенного типа стоимостью чуть выше 1 000 рублей для охлаждения Core i5-11400F уже вполне хватает. Использовать с младшим Rocket Lake какие-то крупногабаритные кулеры вроде Noctua NH-U14S совсем необязательно. Мы убедились в этом, проверив температурный режим как с охлаждением Noctua, так и с популярным кулером Deepcool Gammaxx 300.

 Боксовый кулер, Deepcool Gammaxx 300 и Noctua NH-U14S

Боксовый кулер, Deepcool Gammaxx 300 и Noctua NH-U14S

На следующем графике приведён температурный режим Core i5-11400F при рендеринге в Cinebench R23, и на нём хорошо видно, что с кулером Deepcool процессор разогревается до 90 градусов, но всё-таки избегает троттлинга, позволяя не жертвовать частотой и производительностью. Это значит, что, хотя суперкулер Noctua NH-U14S и гарантирует гораздо более низкие рабочие температуры, простого кулера башенного типа для Core i5-11400F достаточно.

Что же касается кулера из коробки, то его производительности не хватает не только при ресурсоёмком рендеринге, но и в обычных игровых приложениях. Например, на графике ниже показаны температуры Core i5-11400F с тремя разными кулерами в игре Hitman 3. И вновь с боксовым кулером процессор нагревается до 100 градусов и уходит в троттлинг, в то время как система охлаждения Deepcool оказывается способна отвести всё выделяемое тепло, почти всё время удерживая температуру CPU в интервале от 70 до 80 градусов.

Таким образом, Deepcool Gammaxx 300 можно рассматривать в качестве примера той системы охлаждения, которая требуется для работы Core i5-11400F на максимуме возможностей – с частотой 4,2-4,4 ГГц.

⇡#Что нового в Intel B560

Когда встаёт вопрос о том, материнские платы на каком наборе логики лучше использовать с Core i5-11400(F), решение стоит искать на поверхности. Если для старших процессоров семейства Rocket Lake с оверклокерскими возможностями выбор не ограничивается одной лишь платформой Z590, но включает в себя и относящийся к предыдущему поколению чипсет Z490, то сравнительно доступные Rocket Lake с заблокированными множителями логично использовать с материнскими платами на базе B560 и ни с какими другими. Решения на базе Z590 и H570 в данном случае оказываются слишком дорогими и обладающими избыточными возможностями, а чипсет B460 с Rocket Lake попросту несовместим. Нет смысла рассматривать в качестве платформы для Core i5-11400(F) и оставшийся вариант H470, поскольку продукты на его основе слабо отличаются по цене от плат на B560, но при этом обладают принципиально худшими возможностями.

«Худшими возможностями» при этом означает, что по сравнению с LGA1200-материнскими платами прошлого поколения современные платы на базе B560 выделяются как минимум поддержкой устройств с интерфейсом PCI Express 4.0, а также давно ожидаемой и желанной многими возможностью разгона оперативной памяти. Кроме того, если рассматривать B560 как прямого последователя бюджетного чипсета B460, нельзя не отметить появление и других важных функций. Например, поддержки выделенного интерфейса для адаптеров Wi-Fi 6 и наличия четырёх портов USB 3.2 Gen 2, чего в B460 попросту не было.

Чипсеты B-серии традиционно направляются Intel в средний сегмент и предназначены для использования в платформах с урезанными, но достаточными для среднестатистического пользователя функциями. Однако в B560 акцент сместился в сторону более широких возможностей. Фактически этот набор системной логики стал лучшей основой для доступных платформ Intel за последние годы. В нём предусмотрена вся необходимая для современной системы функциональность, за исключением всего одного пункта – поддержки изменения коэффициента умножения CPU. Но если говорить о процессорах, не предоставляющих доступа к оверклокерским возможностям, таких как Core i5-11400(F), B560 можно назвать практически идеальным.

Чипсеты Intel серии 500, включая Z590, H570 и B560, совместимы с полным набором LGA1200-процессоров Intel как 10-го (Comet Lake), так и 11-го (Rocket Lake) поколения. Но в первую очередь они ориентированы на более новые процессоры, потому что при работе с ними они могут предложить поддержку шины PCI Express 4.0. Причём любая материнская плата на Z590, H570 или B560 позволит установить в систему не только PCIe 4.0-видеокарту, но и твердотельный накопитель с таким интерфейсом. Правда, B560 при этом не предполагает бифуркацию 16 линий PCIe 4.0, выделенных на видеокарту, но необходимость их разделения на два слота PCIe 4.0 x8 может быть актуальна в очень ограниченном числе случаев.

Сравнивать новый B560 со старым B460 достаточно глупо, так как платы на B460 для представителей семейства Rocket Lake не подходят в принципе. Но даже если сравнить возможности B560 c характеристиками Z490, то окажется, что новый бюджетный чипсет не только поддерживает PCIe 4.0, но и почти не проигрывает в остальных аспектах. Пусть он не даёт доступа к разгону процессора, но в остальном у него есть все те же интерфейсы и порты, правда, в несколько меньшем количестве. Подробности можно посмотреть в таблице.

Z590 H570 B560 Z490
Шина DMI 3.0 x8 x8 x4 x4
Разгон процессора Есть Нет Нет Есть
Разгон памяти Есть Есть Есть Есть
Линии PCIe 3.0 24 20 12 24
Порты SATA 6 Гбит/с 6 6 6 6
Поддержка RAID Есть Есть Нет Есть
USB 3.2 Gen 2×2 (20 Гбит/с) 3 2 2 0
USB 3.2 Gen 2 (10 Гбит/с) 10 4 4 6
USB 3.2 Gen 1 (5 Гбит/с) 10 8 6 10
CPU PCIe 20 линий 4.0 20 линий 4.0 20 линий 4.0 16 линий 3.0
Деление линий CPU PCIe 1×16+1×4
2×8+1×4
1×8+3×4
1×16+1×4 1×16+1×4 1×16
2×8
Wi-Fi 6 Есть Есть Есть Есть
TDP 6 Вт 6 Вт 6 Вт 6 Вт

На первый взгляд кажется, что в B560 маловато портов USB, однако на самом деле это не так. Чипсет имеет достаточное для типичной системы количество скоростных портов USB 3.2 Gen 2 и Gen 1 и даже предлагает реализовать высокоскоростные порты с пропускной способностью 20 Гбит/с без добавления дополнительных контроллеров. К тому же производители материнских плат широко используют концентраторы USB 3.2, которые позволяют легко добавлять на платы среднего уровня дополнительные USB-порты.

Что касается небольшого числа поддерживаемых в B560 линий PCIe 3.0, то этот недостаток отлично компенсируется дополнительными 4 линиями PCIe 4.0, которые появились в процессорах Rocket Lake для подключения твердотельного накопителя. В результате B560-материнки, оснащённые тремя M.2-слотами для NVMe-накопителей и при этом имеющие дополнительные PCIe 3.0 x4 и x1-слоты, — совсем не редкость.

Отдельно стоит отметить поддержку в B560 интерфейса Wi-Fi 6 CNVi, который позволяет производителям сравнительно просто реализовывать поддержку беспроводной сети – недорого и без расходования линий PCIe. В B460, например, этого интерфейса не было, и в платах на его основе Wi-Fi встречался редко. Теперь ситуация, очевидно, поменяется и поддержка Wi-Fi станет привычным атрибутом недорогих платформ. И кстати, некоторые производители материнских плат в своих B560-продуктах применяют даже новейшие модули Wi-Fi 6E, что ставит их по сетевым возможностям на один уровень с флагманскими предложениями. Тем более что многие платы на B560 стали получать проводные сетевые контроллеры с поддержкой 2,5-Гбит/с Ethernet, такие как Intel I225-V или Realtek RTL8125.

Иными словами, хотя B560 и позиционируется как основа для недорогих ПК, платы на его основе стали значительно лучше предшественниц на B460 и представляют собой довольно продвинутый вариант для систем на базе процессоров Rocket Lake, например Core i5-11400(F).

⇡#Как работает контроллер памяти в процессорах Rocket Lake

Интегрированный контроллер памяти в процессорах Rocket Lake заметно отличается от тех контроллеров, которые были в процессорах Intel прошлых поколений. В новые настольные процессоры из мобильных Ice Lake пришла не только микроархитектура вычислительных ядер, но и новый контроллер памяти. При этом характерной особенностью контроллера Ice Lake является поддержка не только DDR4-3200, но и высокочастотных типов памяти класса LPDDR4, поэтому там применена несколько иная схема тактования модулей памяти. Эта видоизменённая схема оказалась унаследована и в Rocket Lake, хотя память вроде LPDDR4-3733 в этих процессорах, естественно, не поддерживается. Тем не менее оптимизации, направленные на поддержку памяти с высокой частотой, в Rocket Lake остались, и именно они отличают их контроллер памяти от контроллера памяти процессоров Comet Lake для настольных систем.

В основе таких оптимизаций лежит добавление в схему формирования частоты дополнительного множителя, который позволяет контроллеру памяти работать не только синхронно с самой памятью, но и на её половинной частоте. Это похоже на подход AMD, где асинхронное тактование контроллера и памяти позволяет разгонять модули DDR4 до запредельных значений. Но у Intel есть свои нюансы, а вся система тактования памяти по аналогии с автомобилями получила две передачи (Gears). Первая передача (Gear 1) означает, что контроллер памяти и сама память используют одну и ту же частоту. Вторая передача (Gear 2) включает удвоение частоты памяти и устанавливает между частотой контроллера и частотой DDR4 SDRAM соотношение 1:2.

Нельзя не отдать должное маркетологам Intel, ассоциация с коробкой передач автомобиля получилась довольно меткой с той лишь разницей, что «передачи» в контроллере памяти нельзя переключать во время работы. Но смысл передан верно: при небольших скоростях памяти лучше использовать режим Gear 1, который гарантирует лучший отклик (то есть меньшие задержки), а для разгона модулей DDR4 лучше использовать режим Gear 2, когда становятся достижимы более высокие частоты.

Внедрение такой «коробки передач» в контроллере памяти изменило ситуацию с поддержкой скоростных модулей памяти. В то время как с процессорами Comet Lake можно было использовать и DDR4-4000, и более скоростные варианты памяти без всяких дополнительных множителей, с Rocket Lake так уже не получится. В режиме синхронного тактования контроллера и памяти максимально достижимая в большинстве случаев частота – DDR4-3600 или DDR4-3733 в зависимости от качества экземпляров процессора и материнской платы. Более же скоростные модули могут работать с Rocket Lake лишь в режиме Gear 2, когда контроллер функционирует на частоте вдвое ниже частоты памяти.

При этом DDR4-3600 – это всего лишь эмпирическая граница. В спецификациях процессоров Core одиннадцатого поколения Intel указывает гораздо более строгие условия: в синхронном режиме (Gear 1) процессоры Rocket Lake могут работать максимум с DDR4-2933, и поддержка более скоростной памяти гарантируется только в режиме Gear 2. Исключение сделано только для Core i9-11900K(F). Ему официально разрешена синхронная работа не только с DDR4-2933, но и с модулями DDR4-3200 SDRAM. Для всех же остальных процессоров, и для Core i5-11400(F) в том числе, DDR4-3200 поддерживается исключительно при функционировании контроллера памяти на половинной частоте.

Таким образом, частота контроллера памяти в системах на базе Rocket Lake, как и ранее, формируется от перемножения базовой частоты 100 или 133 МГц на один из множителей QСLK – здесь изменений нет. Но в формулу для частоты памяти добавился ещё один сомножитель Gear, который может принимать значение 1 или 2 в зависимости от того, работает память на одинаковой частоте с контроллером или на вдвое более высокой.

Значит, формула частоты памяти (MCLK) в процессорах Rocket Lake выглядит как

MCLK = Reference_Clock × Gear × QCLK,

где Reference_Clock – базовая частота контроллера памяти (100 или 133 МГц), Gear – режим работы контроллера памяти (1 или 2), а QCLK – основной коэффициент для переключения всего спектра частот DDR4 SDRAM.

Коэффициент QCLK в Rocket Lake может принимать значения от 6 и выше, однако по факту рабочими являются значения до 27-29, в зависимости от качества контроллера памяти в конкретном экземпляре CPU. Именно этот фактор и ограничивает применение синхронного режима Gear 1. Максимальная частота памяти, которую можно получить в нём, составляет 133 МГц × 1 × 28 = 3733 МГц. Зато в режиме Gear 2 процессор с лёгкостью смог бы работать с памятью вроде DDR4-7200, если бы она существовала в природе.

Режимы Gear 1 и Gear 2 переключаются вручную пользователем – соответствующая настройка есть в BIOS материнских плат. Но несмотря на это, DDR4-3600 (или, если повезёт с экземпляром CPU, DDR4-3733) в системах на базе Rocket Lake – это довольно отчётливая граница, при переходе через которую скорость подсистемы памяти снижается из-за необходимости включить режим Gear 2. С более скоростной памятью режим Gear 1 попросту не работает. И это касается любых материнских плат на чипсетах 500-й серии, в том числи и плат на базе B560.

Можно было бы подумать, что Intel захочет как-то ограничить гибкость конфигурирования памяти в платах, основанных на базе набора логики B560, вследствие его позиционирования, но этого, к счастью, не произошло. В BIOS таких плат доступны все те же возможности, что и у старших платформ, включая доступ к переключению Gear 1/Gear 2 и к полному набору множителей QCLK.

Значит комбинация из материнской платы на чипсете B560 и сравнительно доступного процессора Core i5-11400(F) не только способна работать с современными и скоростными модулями DDR4 SDRAM на их полной скорости, но и получает за счёт этого серьёзный прирост быстродействия. Ранее недорогие системы на младших процессорах серии Core i5 страдали от ограничений в пропускной способности подсистемы памяти, поскольку были вынуждены довольствоваться модулями DDR4-2666. Теперь же эта проблема полностью устранена.

⇡#Описание тестовой системы и методики тестирования

Все тесты для этого материала мы делали в системе, основанной на материнских платах B-серии. Такой подход позволил получить более релевантное представление о производительности недорогих шестиядерников. В сравнении при этом приняли участие два героя: процессор поколения Comet Lake, Core i5-10400F, и многообещающий новичок поколения Rocket Lake, Core i5-11400F.

В составе тестовой системы использовались комплектующие из следующего набора:

  • Процессоры:
    • Intel Core i5-11400F (Rocket Lake, 6 ядер + HT, 2,9-4,3 ГГц, 12 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-10400F (Comet Lake, 6 ядер + HT, 2,6-4,4 ГГц, 12 Мбайт L3).
    • ASUS Prime B460M-A (LGA1200, Intel B460);
    • MSI MAG B560 Tomahawk WiFi.

    Тестирование выполнялось в операционной системе Microsoft Windows 10 Pro (20H2) Build 19042.572 с использованием следующего комплекта драйверов:

    • Intel Chipset Driver 10.1.31.2;
    • NVIDIA GeForce 466.47 Driver.

    Процессоры тестировались в состояниях максимальной производительности, то есть с отключёнными пределами потребления PL1 и PL2. В этом режиме они используют максимально возможные для каждого состояния частоты. Однако нужно понимать, что эксплуатация CPU в таких условиях требует установки в системе процессорного кулера, ощутимо превосходящего по эффективности боксовый.

    Описание использовавшихся для измерения вычислительной производительности инструментов:

    Синтетические и комплексные бенчмарки:

    • AIDA64 Engineer 6.33.5700 – тест Cache and Memory Benchmark.
    • Futuremark PCMark 10 Professional Edition 2.1.2508 – тестирование в сценариях Essentials (обычная работа среднестатистического пользователя: запуск приложений, сёрфинг в интернете, видеоконференции), Productivity (офисная работа с текстовым редактором и электронными таблицами), Digital Content Creation (создание цифрового контента: редактирование фотографий, нелинейный видеомонтаж, рендеринг и визуализация 3D-моделей).
    • 3DMark Professional Edition 2.17.7173 — тестирование в сцене Time Spy Extreme 1.0.

    Приложения:

    • 7-zip 21.02 — тестирование скорости архивации. Измеряется время, затрачиваемое архиватором на сжатие директории с различными файлами общим объёмом 3,1 Гбайт. Используется алгоритм LZMA2 и максимальная степень компрессии.
    • Adobe Photoshop Lightroom Classic 10.2 – тестирование производительности при пакетной обработке серии изображений в RAW-формате. Тестовый сценарий включает постобработку и экспорт в JPEG с разрешением 1920 × 1080 и максимальным качеством двухсот 26-мегапиксельных изображений в RAW-формате, сделанных цифровой камерой Fujifilm X-T4.
    • Adobe Premiere Pro 2021 15.2.0 — тестирование производительности при нелинейном видеомонтаже. Измеряется время рендеринга в формат YouTube 4K проекта, содержащего HDV 2160p30 видеоряд с наложением различных эффектов.
    • Blender 2.91.2 – тестирование скорости финального рендеринга в одном из популярных свободных пакетов для создания трёхмерной графики. Измеряется продолжительность построения финальной модели pavillon_barcelona_v1.2 из Blender Benchmark.
    • Corona 1.3 — тестирование скорости рендеринга при помощи одноимённого рендерера. Для измерения производительности используется стандартное приложение Corona 1.3 Benchmark.
    • Microsoft Visual Studio 2017 (15.9.33) – измерение времени компиляции крупного MSVC-проекта – профессионального пакета для создания трёхмерной графики Blender версии 2.79b.
    • Stockfish 12 – тестирование скорости работы популярного шахматного движка. Измеряется скорость перебора вариантов в позиции «1q6/1r2k1p1/4pp1p/1P1b1P2/3Q4/7P/4B1P1/2R3K1 w».
    • x264 r3059 — тестирование скорости транскодирования видео в формат H.264/AVC. Для оценки производительности используется исходный 2160p@24FPS AVC-видеофайл, имеющий битрейт около 42 Мбит/с.

    Игры:

    • Cyberpunk 2077. Разрешение 1920 × 1080: Quick Preset = Ray Tracing – Ultra.
    • Far Cry New Dawn. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Quality = Ultra, HD Textures = On, Anti-Aliasing = TAA, Motion Blur = On.
    • Hitman 3. Разрешение 1920 × 1080: Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = Ultra, Shadow Quality = Ultra, Mirrors Reflection Quality = High, SSR Quality = High, Variable Rate Shading = Quality.
    • Horizon Zero Dawn. Разрешение 1920 × 1080: Preset = Ultimate Quality. Разрешение 3840 × 2160: Preset = Ultimate Quality.
    • Shadow of the Tomb Raider. Разрешение 1920 × 1080: DirectX12, Preset = Highest, Anti-Aliasing = TAA.
    • A Total War Saga: Troy. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Quality = Ultra, Unit Size = Extreme.
    • Watch Dogs Legion. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Quality = Ultra, RTX = Off, DLSS = Off.

    Во всех игровых тестах в качестве результатов приводится среднее количество кадров в секунду, а также 0,01-квантиль (первая перцентиль) для значений FPS. Использование 0,01-квантиля вместо показателей минимального FPS обусловлено стремлением очистить результаты от случайных всплесков производительности, которые были спровоцированы не связанными напрямую с работой основных компонентов платформы причинами.

    ⇡#Производительность в режиме Gear 2

    Первый вопрос, который возникает при знакомстве со схемой работы контроллера памяти Rocket Lake, касается того, насколько серьёзный штраф на производительность накладывает включение Gear 2, то есть тактование модулей DDR4 SDRAM на удвоенной частоте относительно контроллера памяти. От этого зависит целесообразность применения модулей памяти, способных работать в режимах DDR4-3733 и выше, с процессорами нового поколения .

    В процессорах Ryzen включение асинхронного тактования приводило к существенному падению производительности, но там, помимо собственно контроллера памяти, синхронизация нарушалась и для шины Infinity Fabric, обеспечивающей логическую связь между чиплетами. Чтобы понять, что в похожем случае происходит с производительностью Core i5-11400(F), мы провели тесты этого процессора с различной памятью как в режиме Gear 1, так и в режиме Gear 2. При работе памяти синхронно с контроллером были проверены варианты от номинального DDR4-2933 до максимального для нашего экземпляра процессора DDR4-3600. Режим Gear 2 представлен вариантами работы памяти от DDR4-3200 до DDR4-4000.

    При этом необходимо оговориться, что для более расслабленного режима Gear 2 материнские платы часто активируют более низкие задержки. Например, выставляют в 1T тайминг Command Rate и используют более агрессивную схему для блока Round Trip Latency. Однако, как видно из графиков, помогает это не особо.

    Синтетические тесты показывают, что включение удвоенной частоты памяти Gear 2 наносит существенный удар по практической латентности. Пропускная способность памяти при различных операциях с применением режимов Gear 1 и Gear 2 остаётся практически одинаковой, но вот наблюдаемая задержка растёт радикально – на 20 %. И это позволяет сказать сразу – использовать вариант Gear 2 в обычных условиях смысла нет.

    Глядя на результаты, которые получаются в приложениях, можно сделать вывод, что включение режима Gear 2 сопоставимо с откатом частоты памяти на 300-500 МГц. Однако это главным образом касается тех задач, которые критично относятся скорее к пропускной способности, нежели к латентности подсистемы памяти. Поэтому в тестировании режима Gear 2 игровой нагрузкой падение быстродействия оказывается существеннее.

    Попутно нужно отметить, что частота памяти в рамках одной «передачи» влияет на производительность системы на базе Core i5-11400(F) достаточно заметно для того, чтобы не пренебрегать этим фактором. Например, переход от DDR4-2933 к DDR4-3600 в чувствительных приложениях, таких как архивация или обработка фотографий, позволяет получить 7-8 % дополнительного прироста в скорости работы.

    Диаграммы, иллюстрирующие производительность в игровых приложениях, ещё более наглядны. По ним хорошо видно, что DDR4-4000, работающая в режиме Gear 2, даёт примерно такую же частоту кадров, как и DDR4-3200 в режиме Gear 1. Следовательно, пользоваться в игровых системах удвоением частоты памяти явно не стоит. Для Core i5-11400(F) синхронный режим Gear 1 позволяет повышать частоту памяти как минимум до состояния DDR4-3600, и этого вполне достаточно, чтобы в системах на базе этого CPU получать оптимальную производительность. По заявлению самой Intel, для того, чтобы производительность подсистемы памяти в режиме Gear 2 сравнялась с производительностью DDR4-3600 на «первой передаче», память должна работать на частоте как минимум 4400 МГц!

    ⇡#Core i5-11400F против Core i5-10400

    В итоговой части тестирования мы покажем, насколько производительность системы на Core i5-11400F и материнской плате с набором логики B560, которая может быть снабжена современной памятью DDR4-3600, превосходит производительность аналогичной системы прошлого поколения – на процессоре Core i5-10400F и плате с чипсетом B460. Такое сравнение позволит увидеть, какой прирост производительности обеспечила Intel переводом процессоров на микроархитектуру Cypress Cove и открытием не ограниченного ничем доступа к изменению частоты памяти. Иными словами, тест подскажет, насколько в мире Intel улучшилась недорогая конфигурация на младшем шестиядернике, когда в него пришли процессоры Rocket Lake.

    Для полноты сравнения в тесты мы добавили и ещё один гибридный вариант конфигурации – старый процессор Core i5-10400F на новой плате с чипсетом B560. В этом случае доступ к изменению частоты памяти также отказывается открыт, и пользователи собранных таким образом систем имеют возможность использовать не только предписанную спецификацией DDR4-2666, но и значительно более скоростную память.

    ⇡#Производительность в комплексных бенчмарках

    И уже в первых комплексных бенчмарках хорошо видно, что Core i5-11400(F) – это очень большой шаг вперёд. Система на этом процессоре быстрее платформы с процессором Core i5-10400(F) на двузначное число процентов. В этот результат вклад вносят сразу три слагаемых: более прогрессивная микроархитектура, более высокая частота и более быстрая память. Но, судя по всему, архитектура тут имеет первоочередное значение.

    ⇡#Производительность в приложениях

    Тесты в ресурсоёмких приложениях рисуют ещё более позитивную для младшего Rocket Lake картину. Здесь конфигурация «Core i5-11400 плюс B560 плюс DDR4-3600» позволяет получить в среднем 20-процентное преимущество перед системой на младшем шестиядернике прошлого поколения. Причём быстрая память обуславливает это превосходство примерно на четверть. С одной стороны, это значит, что чипсет B560 действительно есть за что считать важным улучшением платформы Intel. Но с другой – нужно отдать должное и новой микроархитектуре Cypress Cove: она тоже представляет собой большой шаг вперёд. Жаль только, что весь этот прогресс не сопровождается переходом на новые техпроцессы и сопряжён с заметным ростом энергопотребления и тепловыделения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *