Что за машинки яндекс ездят по тротуарам
Перейти к содержимому

Что за машинки яндекс ездят по тротуарам

  • автор:

Что за роботы ездят в Москве?

Ровер» – это робот-курьер, созданный специально для перевозки небольших грузов. Он автоматически планирует маршрут, оценивает ситуацию вокруг и объезжает препятствия. Робот может ездить по тротуарам со скоростью 5–8 километров в час. «Почта России» планирует доставлять посылки при помощи таких роботов.Oct 28, 2021

Что за роботы в Москве?

В октябре 2021 года Почта России запустила новую услугу – теперь доставлять небольшие посылки по Москве будут роботы «Яндекса». Заказать шестиколесного почтальона можно в мобильном приложении. Пока такая доставка стоит всего один рубль.

Что за робот Яндекс?

В 2019 году компания «Яндекс» представила свое новое изобретение — беспилотного доставщика еды «Яндекс. Ровер», которого назвали в честь космических аппаратов, исследующих поверхности других планет. Теперь он исследует поверхности России. Полуметровый самоуправляемый робот разработан для доставки небольших грузов.

Что за роботы Яндекс в Москве?

Первые роботы-курьеры Яндекса появились на улицах в ноябре 2019 года. За два года они доставили десятки тысяч заказов по всему миру. Они работали в морозную зиму и жаркое лето, проезжали по пустынным тротуарам во время пандемии и пробирались сквозь переполненные улицы в час пик.

Где ездит Яндекс Ровер?

Ровер» доступны только работникам и посетителям делового квартала «Белая площадь» у метро «Белорусская» в Москве, а также Иннополисе под Казанью. В Москве заказы доставляются роботами из ресторанов «Марукамэ», Steak it Easy, Boston Seafood & Bar, Prime, Paul и Cheese Connection.

Что за Яндекс роботы в Москве?

Первые роботы-курьеры Яндекса появились на улицах в ноябре 2019 года. За два года они доставили десятки тысяч заказов по всему миру. Они работали в морозную зиму и жаркое лето, проезжали по пустынным тротуарам во время пандемии и пробирались сквозь переполненные улицы в час пик.

Беспилотный автомобиль Яндекс создаёт пробки и провоцирует опасные ситуации на дорогах*

Yandex self driving car (беспилотные автомобили Яндекс)

Яндекс тестирует на улицах Москвы идею self driving car.

Теперь эти машины ездят по дорогам района Хамовники в Москве и создают пробки (104 секунда видео) и опасные ситуации на дорогах (вынуждают пассажира следующей за ним машины выходить на проезжую часть 26 секунда видео), 7 автомобилей выстроилось за беспилотным автомобилем Яндекс, который остановился перед пустым перекрёстком, все сигналят, двое девушек на другой стороне смотрят на машину Яндекса с недоумением: «почему она не едет?»:

Посмотрите видео и Вы поймёте о чём идёт речь. Человек в оранжевой футболке это не тот объект, что мешает двигаться беспилотному автомобилю Яндекс.

Почему пешеходы должны подстраиваться под «искусственный интеллект» беспилотных автомобилей Яндекс и угадывать что на уме у его разработчиков?

Машина создана чтобы облегчить жизнь людям, а не усложнять её.

В общем, либо разработчики беспилотных автомобилей Яндекс научат свой искусственный интеллект нормально водить машину, либо пусть лоббируют закон о поведении пешеходов на тротуаре** (эти могут) (оценочное суждение). Автор видео стоит на тротуаре и не сходит с него.***

«А вы можете отойти немножечко в сторону, чтобы наш искусственный интеллект поехал и вообще, не мешайте нам тестировать нашу Yandex self driving car.» — как бы говорит водитель беспилотного автомобиля Яндекс.

* Эта статья призвана повысить грамотность поведения на дорогах и обратить внимание на соблюдение ПДД.

**, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Как роботы-доставщики "Яндекса" ездят зимой? Где уже есть роверы и сколько их?

Пресс-служба "Яндекса"

Ожидания от беспилотного транспорта и реальность не совпали. Долго в прессе говорили о том, что совсем скоро на дорогах появятся беспилотные такси. Потом — что первыми станут автономные грузовики и они потеснят дальнобойщиков. Сегодня беспилотные легковые машины и грузовики везде ездят в рамках экспериментов. Это значит, что они могут передвигаться в определенных местах, а не где угодно. В большинстве тестов водитель находится в салоне машины. Есть и еще некоторые нюансы .

Мнения, что эра беспилотников начинается с роботов-тележек, которые возят еду, заказанную в приложениях доставки, не были популярны. Вдобавок это вызывало вопросы: как роботы будут ездить по неровным дорогам или в снег? Но с начала пандемии роботизированная доставка начала быстро расти во многих странах. В начале московского локдауна в 2020 году роверы "Яндекса" стали доставлять заказы от "Яндекс.Еды" в Хамовниках. Если вы живете или работаете в центре Москвы, то с высокой вероятностью могли встречать робота. Мы собрали ответы на самые популярные и не самые очевидные вопросы про них.

Первый. Где уже есть роботы "Яндекса" и сколько их?

В доставке задействовано 150 роботов — больше половины находится не в России, а в университетских кампусах в США. "Это кампусы в Огайо и Аризоне, и там, и там несколько десятков роверов", — говорит Артем Фокин, директор по развитию бизнеса беспилотных автомобилей "Яндекса". Остальные — в Москве, Сколково, Иннополисе. В Санкт-Петербурге ровер тестируется в спальном районе Мурино, в Израиле — в Тель-Авиве. Первую доставку запустили в 2019 году в Сколково — ровер возит документы между зданиями.

В России роботы "Яндекса" используются в собственной службе доставки — они возят заказы от "Яндекс.Еды". Кроме того, "Яндекс" совместно с "Почтой России" начал тестировать доставку посылок из отделений. У почты есть услуга "доставить посылку на дом". Тем, кто выбрал опцию, ее приносит курьер. В шести отделениях в Москве уже можно заказать доставку ровером. В начале следующего года эксперимент распространится на 27 почтовых отделений в разных районах столицы. У "Яндекса" есть партнеры в России, США и ОАЭ.

Второй. Как робот технически устроен?

Ровер — квадратный ящик на колесах. По форме и тому, что наверху крышка, напоминает мультиварку. Вес — около 70 кг. Объем — 25 л (помещается шесть пицц и четыре бутылки воды). Шесть колес — зимой в снег надевают зимнюю резину. Скорость — 5–8 км/ч. Оснащен камерами и другими сенсорами, чтобы видеть все вокруг и ориентироваться на месте. В самом новом, третьем поколении установлена дальнофокусная камера, поэтому роверы могут видеть дорожные светофоры издалека. Передвигаются они только по тротуарам и пешеходным дорожкам.

Пресс-служба "Яндекс"

На роверы в "Яндексе" перенесли технологию беспилотных автомобилей, обкатанную в городах. Программу, которая управляет роботом, не требовалось отдельно обучать многим действиям — правильно понимать знаки дорожного движения, распознавать разные объекты вроде снегоуборочной техники и участников движения, которые могут встретиться на пути. Ровер внедрили быстро. В июне 2019 года эта идея появилась, через неделю была готова тележка на колесах, а в ноябре начали тестировать первый прототип.

Батареи робота хватает на десять часов. В третьем поколении роверов аккумулятор сделали съемным, чтобы он не простаивал во время подзарядки.

Третий. Где есть спрос на роботов-доставщиков?

Большинство роботов-доставщиков в мире задействовано в студенческих кампусах в США, Канаде и Европе. Доставка в них начала развиваться в середине 2010-х. Некоторые утверждают, что студенческие кампусы на несколько десятков тысяч человек, где есть ограничения по автомобильному движению, — основной рынок для производителей роботов. Сегодня так и происходит. По прогнозам ассоциации Allied Market Research, в ближайшие десять лет наиболее активно такая доставка станет развиваться в Северной Америке. Большая часть роботов будет сосредоточена в США.

У "Яндекса" в Соединенных Штатах есть партнер Grubhub, который подключил студенческие кампусы к приложению по доставке еды. Это один из крупнейших сервисов в США. Сейчас он обслуживает 250 кампусов в разных штатах. "У студентов и преподавателей американских университетов и колледжей есть отдельные счета, деньги с которых можно тратить только на еду. Например, студенческие карты обычно пополняют родители. Grubhub интегрировал счета студентов в приложение, упростив процесс заказа из ресторанов и кафе. Это позволило увеличить объем заказов, но потребовалось больше курьеров. В Штатах низкоквалифицированный труд стоит сравнительно дорого, поэтому доставлять роботами выгоднее. Кроме того, студенты — прогрессивная публика, им нравятся роботы. В одном кампусе студенты ведут Instagram с нашими роверами. Наше соглашение с Grubhub подразумевает, что они не используют других роботов, кроме наших. На каждый кампус нужно по несколько десятков роботов. За первые полгода мы уже поставили роботов в два университета и еще несколько на подходе".

Второй крупный партнер, с которым "Яндекс" заключил соглашение об использовании роверов, — оператор торговых центров Majid Al Futtaim в Дубае. В следующем году роботы "Яндекса" начнут доставлять продукты из сети супермаркетов Carrefour в ОАЭ.

Четвертый. Насколько это выгодный бизнес?

Ожидается, что в ближайшие десять лет роботы станут привычными в доставке. Рынок рободоставки на последней миле — в пределах пары километров от логистического центра до потребителя — вырастет с $11,9 млрд в 2021 году до $84 млрд к 2031 году

Сейчас роботов для доставки делают Amazon, DHL, FedEx, Starship Technologies и еще более десятка крупных компаний.

Так выглядит робот Amazon.

"Спрос на роботов-курьеров на последней миле сильно превышает предложение. В мире несколько заметных производителей. Есть стартапы, которые делают роботов несколько лет. Что касается географии и того, насколько крупные компании делают таких роботов, то один из сравнительно крупных поставщиков — эстонская компания Starship Technologies. Они изначально делали роботов для университетских кампусов. Но ни одна компания, ни все существующие компании вместе не могут закрыть огромный спрос. Это направление позволяет нам получать доход от технологии беспилотного вождения уже сейчас, когда регулирование для беспилотных автомобилей не существует в большинстве стран мира. Для партнеров мы логистический сервис-провайдер. Иначе: мы предоставляем им услуги доставки", — говорит Артем Фокин.

Это роботы Starship Technologies, основной офис компании находится в Таллине.

Пятый. Какие проблемы у технологии?

Первое: во многих странах власти приняли законы, ограничивающие передвижение электросамокатов по тротуарам и в пешеходных зонах. Часто в законе электросамокат определен таким образом, что робот-доставщик также подпадает под это определение.

"В этом случае нам нужно получить отдельное согласие от местного регулятора. Мы столкнулись с этим в Израиле. Сейчас наши роботы тестируются в Тель-Авиве в демонстрационном режиме. Мы ведем переговоры с Минтрансом, чтобы выпустить их в городскую среду. Среда в Тель-Авиве имеет свои особенности, она также полезна нам для дообучения технологии, там более узкие тротуары и больше людей на велосипедах. Получать разрешения также необходимо в Корее и ОАЭ. В США — в одних штатах нет ограничений, в других есть", — объясняет Артем Фокин.

Второе: сейчас есть потолок в темпах производства. "Роботы собираются здесь — в нашем инженерном центре, — продолжает он. — Мы думаем про наращивание объемов производства. Если мы будем внедрять их десятками тысяч в месяц, нужно будет думать о привлечении фабрик. Но сегодня объемы сборки упираются не только в наши возможности. Не все поставщики могут производить комплектующие необходимого качества в нужных количествах, мы постоянно мониторим рынок в поиске надежных партнеров. Мировой кризис на рынке полупроводников тоже не сильно помогает, но мы пока справляемся".

Шестой. Как робот ездит зимой?

Роботы создаются такими, чтобы эксплуатироваться и в снег, и в дождь. В условиях снега им ставят зимнюю резину. Но совсем от застревания в сугробах это их не спасает. В интернете много видео на эту тему. Вот пробка из застрявших в снегу роботов-курьеров Starship Technologies в Таллине.

У робота прописаны сценарии выхода из сложных ситуаций, например, что ему делать, если навстречу едет снегоуборщик или впереди гора снега. Если он не справился — подключается оператор и берет удаленное управление на себя. Сейчас у "Яндекса" несколько десятков операторов. Основная часть находится в России, также есть отдельные команды поддержки в кампусах в США. Бывает, операторы не успевают перехватить управление, потому что роботу по доброй воле помогают прохожие.

Седьмой. Можно ли украсть ровер?

Это самый популярный вопрос. В теории можно, но нет смысла. Во-первых, робот тяжелый — 70 кг. Во-вторых, в нем установлены камеры, датчики, сенсоры, и операторы всегда знают, где находится ровер и что с ним происходит. В-третьих, в нем мало чего ценного для тех, кто не занимается производством роботов. "Самое дорогое, что в нем есть, — это лидар, — говорит Артем Фокин. — Но, кажется, на бывшие в употреблении лидары устойчивого спроса на рынке не наблюдается. Украсть робота пока никто не пробовал".

«Яндекс» выпустил своих роботов-доставщиков на улицы городов

«Яндекс» начал тестировать беспилотную доставку из кафе и ресторанов в Москве и Иннополисе. Заказы блюд, оформленные клиентом через приложение «Яндекс.еда», привозит робот-доставщик «Яндекс.ровер». Об этом представители «Яндекса» сообщили CNews.

«Яндекс» полагает, что в будущем робот возьмет на себя часть заказов, которые сейчас развозят курьеры.

«Яндекс.ровер» — полуметровый робот-курьер для перевозки небольших грузов. Робот вмещает в себя до 20 кг. Компания начала его разработку летом 2019 г., а затем тестировала робота в своей штаб-квартире. Робот полностью автономен: сам планирует свой маршрут, оценивает ситуацию вокруг, объезжает препятствия и пропускает пешеходов и животных. Он способен ездить по городским тротуарам со скоростью около 5 км/ч, может работать и летом, и зимой, выполняя заказы в разных погодных условиях.

На местности дрон ориентируется при помощи комплекта камер и датчиков и размещенного на его «крыше» лидара. За счет его «ровер» может обходить препятствия, притом даже в темноте.

Как сообщили CNews в пресс-службе «Яндекса», во время движения робот определяет свое местоположение, идентифицирует и классифицирует объекты вокруг, прогнозирует, как будут действовать эти объекты в следующие несколько секунд, и планирует свои действия: «Робот может преодолевать невысокие бордюры и искусственные неровности дороги. Мы также тестируем сейчас новые конструкции шасси, которые позволят ему справляться с более сложным рельефом».

Для того чтобы выбрать доставку роботом, нужно оформить заказ в приложении «Яндекс.еда», причем дополнительно доплачивать за вызов именно робота не нужно. «Ровер» заберет заказ из ресторана и привезёт к указанному подъезду. В приложении можно посмотреть статус заказа и местоположение «ровера». Для получения заказа получателю достаточно с помощью своего смартфона открыть крышку грузового отсека робота. Пока число роботов ограничено, если свободного робота не окажется, заказ привезёт курьер — они продолжат доставлять еду в этом районе.

rov600.jpg

В 2019 г. в «Яндексе» говорили, что устройство получило имя «Яндекс.ровер» за сходство с луноходом — дрон перемещается по суше за счет вращения шести колес (в действительности название Lunar Rover Vehicle носил четырехколесный электромобиль американских астронавтов, на котором они ездили по Луне). Сотрудники компании сообщали CNews, что время автономной работы «ровера» зависит от условий движения, и одного заряда хватает на несколько часов. Грузовой отсек в нем занимает примерно половину объема корпуса.

В Москве компания тестирует необычного курьера в районе делового квартала «Белая площадь» у метро «Белорусская». Там расположены крупные офисы российских и иностранных компаний, а также кафе и рестораны. «Ровер» возит заказы из ресторанов и кафе «Марукамэ», Steak it Easy, Boston Seafood & Bar, Prime, Paul и Cheese Connection. С подключением новых точек общественного питания зона беспилотной доставки будет расширяться.

Еще одно место обитания роботов-доставщиков — Иннополис под Казанью. Жители могут сделать заказ в ресторане и выбрать беспилотную доставку в приложении «Яндекс.еда» или в городском Telegram-боте. В дальнейшем, как планируют разработчики, они будут подключаться к другим задачам и помогать жителям с повседневными делами.

В ответ на вопрос CNews, как компания уберегает роботов от вандалов, представители «Яндекса» ответили, что местоположение каждого из роботов известно в компании, плюс, сам «ровер» может подать сигнал оператору, «если поймет, что что-то идет не так».

В Москве количество роботов может варьироваться в зависимости от динамики заказов в районе. В Иннополисе сейчас работает пять роботов, и в ближайшее время к ним присоединятся еще роботы для новых сценариев доставки, уточнили в пресс-службе.

Подробности разработки «Яндекс.ровера»

CNews писал, что для ориентации в пространстве «Яндекс.ровер» использует те же алгоритмы, что и в беспилотных автомобилях «Яндекса». Они были адаптированы для нового типа задач и немного других условий движения.

Факт заимствования алгоритмов у автономных машин подтвердил и руководитель направления беспилотных автомобилей в «Яндексе» Дмитрий Полищук. «При создании «ровера» мы использовали наши наработки в области беспилотного управления. Мы адаптировали существующие технологии для новых задач и новой системы с другим набором сенсоров, так что разработка заняла меньше времени, чем если бы мы делали всё с нуля. Я уверен, что уже в ближайшем будущем подобные роботы найдут множество применений. Например, они могут стать незаменимыми для этапа «последней мили» в логистике», — отметил он.

Со временем функциональность роботов расширят

Еще во время тестирования «Яндекс» рассказывал, что «Яндекс.роверы», помимо прочего, могут развозить документы от дверей штаб-квартиры «Яндекса» до места остановки автобуса, который доставляет их в другие столичные офисы техногиганта. Также специалисты «Яндекса» тестировали разные конструкции шасси, которые позволят справляться с рельефом различной сложности и обеспечат безопасность груза.

Дмитрий Полищук говорит, что в последние годы наблюдается постоянный рост спроса на услуги доставки, и события, связанные с пандемией в 2020 г., его еще больше ускорили. «Роверы могут привозить еду из ресторанов, продукты из супермаркетов, заказы из онлайн-магазинов и постепенно будут становиться привычной частью городской жизни», — пояснил он.

Планируется, что «ровер» может стать частью актуальной экосистемы «Яндекса» и частично заменить собой людей-курьеров, в сервисе «Яндекс.еда». Помимо этого, компания может доверить ему доставку товаров из интернет-магазина «Беру» или продуктов из ближайшего к пользователю магазина в рамках сервиса «Яндекс.лавка».

Помимо этого, «Яндекс.ровер» может использоваться в складской логистике. Также, как один из вариантов развития проекта «ровер», «Яндекс» видит использование своих роботов другими компаниями.

Другие примеры роботов-«роверов»

В 2017 г. компания Starship Technologies начала в США дорожные испытания самоходных роботов-курьеров для доставки продуктов питания от ресторанов прямо к дверям покупателей. Сначала они понравились далеко не всем покупателям — роботов заливали соусом и переворачивали, однако постепенно стартап смог распространить свою деятельность более чем на сто городов.

rov602.jpg

В 2019 г. в эксплуатацию был запущен шестиколесный робот Scout для доставки товаров от Amazon. В первоначальных испытаниях приняли участие шесть экземпляров Scout, и тестирование проходило в полевых условиях. Другими словами, Scout доставляли реальные товары реальным покупателям. В августе 2019 г. Amazon провел испытания роботов-курьеров в Калифорнии. Примечательно, что лидара на крыше у Scout нет.

В марте 2019 г. тестирование собственных роботов-курьеров развернула американская логистическая компания FedEx. Ее изобретение получило усовершенствованную подвеску, позволяющую ему буквально взбираться по лестницам, а аккумулятора роботу хватает на преодоление 16 км пути. Грузоподъемность такого дрона — 45 кг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *