Сколько электромобилей в норвегии
Перейти к содержимому

Сколько электромобилей в норвегии

  • автор:

Доля электромобилей и гибридов в мировых автопродажах впервые превысила 10%. А в Норвегии — целых 93%

Электрический шик

В январе принято подводить итоги завершившегося недавно года. Вот и мы посмотрим, какие изменения произошли в мировой автомобильной отрасли. Не количественные — качественные изменения.

По первым прикидкам, в общемировых автопродажах в 2022 году доля электромобилей и заряжаемых гибридов впервые превысила 10%. Многие уже написали о том, что в Норвегии доля «чистых» электромобилей достигла 79,3%. Еще 8,5% от всех автопродаж составили заряжаемые «от розетки» гибриды. Еще 5,4% — неподключаемые гибриды (автомобили, в которых аккумулятор заряжается только во время езды, а основную роль играет ДВС. — Прим. ред.).

На долю «чистых» бензиновых и дизельных моделей пришлось, таким образом, 6,8% от всех проданных в этой северной стране автомобилей. Лучше, наверное, прописью: шесть целых, восемь десятых. Думаю, под историей двигателя внутреннего сгорания в Норвегии смело можно подвести черту.

Про Норвегию знают все, гораздо меньшее количество людей в курсе того, что и у ее соседки, Швеции, с двигателем внутреннего сгорания тоже всё совсем не ладно. Судите сами:

в 2022 году доля электромобилей и заряжаемых гибридов на рынке Швеции составила 56%, в декабре она подскочила до рекордных 74,6% от всех проданных в этом месяце автомобилей.

Но это «помешанные на экологии и налоговых льготах» скандинавы. А что на континенте?

Посмотрим на крупнейший авторынок Европы — Германию. Доля «чистых» электромобилей в 2022 году на немецком рынке составила 17,7%, заряжаемых гибридов — еще 13,7%. Совокупно — 31,4%. Но тут есть один интересный момент: если судить по 2022 году, бурный рост автомобилей с электродвигателем на немецком рынке подошел к концу. Если в 2018–2021 годах доля таковых подскочила с 1,8% до 26% от всех автопродаж, то есть в 13 раз, то в 2022-м она увеличилась всего на 20%.

Из чего можно сделать предположение (пока не вывод), что электрификация крупных авторынков по другой модели. При доле электромобилей и заряжаемых гибридов около 25–30% рынок становится «зрелым», и темпы прироста существенно падают.

Принц Уэльский Чарльз садится в свой полностью электрический автомобиль Jaguar I-PACE. Фото: Max Mumby/Indigo/Getty Images

Принц Уэльский Чарльз садится в свой полностью электрический автомобиль Jaguar I-PACE. Фото: Max Mumby/Indigo/Getty Images

Посмотрим теперь еще на один крупный европейский авторынок, английский. В Великобритании в 2022 году доля «чистых» электромобилей в продажах составила 32,9%, заряжаемых гибридов — 6,5%. Совокупно на них пришлось 39,4% рынка. В 2021 году они занимали 33,2%. То есть годовая прибавка рыночной доли составила практически те же 20%, что и в Германии. Но стоит отметить, что в Великобритании неподключаемые гибриды заняли в 2022 году 24,6% рынка. Оставив, таким образом, на долю «чистых» бензиновых и дизельных моделей 36%.

Надо понимать, что неподключаемые гибриды (как, собственно, и заряжаемые) — это переходный пункт, ступень к «чистому» электромобилю. Их распространение вызвано недостаточной развитостью сети зарядных станций, с ликвидацией этого пробела гибриды отомрут.

Посмотрим теперь на мир в целом, на его крупнейшие авторынки. Доля электромобилей и заряжаемых гибридов составила в Китае 30%, в ЕС — 23%, в США — 5,6%, в Японии — 1%.

У японцев популярны неподключаемые гибриды, их доля в продажах составляет приблизительно 40%. Возможно, это вызвано малыми размерами островов, где дневной пробег на зарядке плюс необходимый для заряда пробег на ДВС приблизительно равны стандартному дневному пробегу. Проще говоря, если японец в среднем проезжает в день 70 км, то из них 50 км он едет на бензине, оставшиеся 20 км — на накопленном за время движения на бензиновом двигателе электричестве.

Электромобиль AITO M5 в магазине Huawei, провинция Гуйчжоу, Китай, 13 мая 2022 г. Фото: Getty Images

Электромобиль AITO M5 в магазине Huawei, провинция Гуйчжоу, Китай, 13 мая 2022 г. Фото: Getty Images

Нельзя отдельно не упомянуть Китай, который опередил Германию и стал вторым в мире экспортером электромобилей, отправив на экспорт более 3 млн автомобилей.

В конце года месячный экспорт автомобилей Китаем вырос до $6 млрд, из которых 60% дали автомобили с электрическим двигателем.

Можно сказать, что электромобили на наших глазах превращают Китай из крупнейшего автопроизводителя планеты в крупнейшего в мире экспортера автомобилей.

В США общие продажи автомобилей упали на 8% в прошлом году. Но при этом продажи электромобилей выросли на две трети, превысив 807 тысяч. Доля Tesla — 65%. Два из трех продающихся в США электромобилей произведены компанией Илона Маска. В целом Tesla за прошедший год произвела 1 миллион 370 тысяч электромобилей, продав 1 миллион 310 тысяч из них.

Tesla Model X. Фото: Wikimedia Commons , CC BY-SA 4.0

Tesla Model X. Фото: Wikimedia Commons, CC BY-SA 4.0

Даже Саудовская Аравия в сотрудничестве с крупнейшим в мире контрактным производителем, китайской компанией Foxconn, запускает первый в этой стране бренд электромобилей. Наследный принц и фактический правитель Саудовской Аравии комментирует это следующим образом: «Саудовская Аравия не просто создает новый автомобильный бренд, мы запускаем новую отрасль и экосистему, которые привлекают международные и местные инвестиции, создают возможности для трудоустройства местных талантов, расширяют возможности частного сектора и способствуют росту ВВП Саудовской Аравии».

В Евросоюзе в 2022 году окончательно утвердили запрет на продажу новых автомобилей с двигателем внутреннего сгорания с 2035 года. Можно предположить, что на крупнейшем авторынке планеты, в Китае, самое позднее в 2026 году доля электромобилей и подключаемых гибридов превысит в общих автопродажах 50%. Доля таковых в Евросоюзе на тот момент составит около 40%. Возможно, в 2023–2024 годах с учетом только что вступившего в силу нового пакета стимулирующих мер рынок электромобилей США вступит в пору экспоненциального роста, как это произошло в Европе в 2020–2021 годах.

В завершение обращу ваше внимание на то, что Илон Маск после нескольких лет переносов в декабре 2022 года всё-таки представил публике электрический грузовик Tesla Semi, способный пройти на одной зарядке 800 км (важно, что разрешенный дневной пробег снаряженной фуры в США составляет около 650 км), перевозя при этом до 37 тонн груза и потребляя меньше 2 кВт•ч за 1,6 км.

При ориентировочной стоимости в $200 тысяч и при полноценном использовании Tesla Semi дает годовую экономию на горючем до $70 тысяч, то есть отбивает покупку за три года. И в этом сегменте авторынка наметились серьезные подвижки. Рынок США и рынок грузовиков приобретают тем большую важность для Tesla, что в Китае с завершением правительственной программы субсидий покупателям электромобилей началась серьезнейшая конкурентная война между производителями, в которой Tesla (пока?) проигрывает оригинальному китайскому автопроизводителю — BYD.

В Норвегии 84% зарегистрированных в январе машин – электромобили

Электромобили в Норвегии в январе.

В прошлом году список автомобилей с наибольшим количеством новых регистраций в Норвегии, должно быть, заставил загореться глаза поклонников Tesla и электромобилей: В первой десятке не было ни одного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, а на вершине рейтинга находилась Tesla Model 3.

Единственным «пятном» в этом отношении был подключаемый гибрид Toyota Rav4, находящийся на втором месте. Теперь появились новые регистрационные данные из Норвегии, в которых Rav4 опустился на девятое место и является единственным не электрическим автомобилем в первой двадцатке.

Доля только электрических автомобилей в январе выросла до 84 процентов – и здесь не было почти никаких признаков Tesla, как это часто бывает в первом месяце нового квартала.

Согласно данным, опубликованным OFV, в январе 2022 года в Норвегии было зарегистрировано 6660 легковых автомобилей без местных выбросов, один из которых работал на водороде.

По сравнению с январем 2021 года, 6 660 электромобилей – это увеличение почти на 22 процента – в то время было 5 461 электромобиль.

На контрасте с сильным декабрем 2021 года с 13 803 новыми электрическими легковыми автомобилями, январь, напротив, сократился на 52 процента.

На долю подключаемых гибридов пришлось всего 539 машин, что на 81,2% меньше, чем год назад.

Общее количество новых регистраций также было значительно ниже, чем в начале 2021 года, при этом доля только бензиновых автомобилей снизилась до 2,2 процента, а дизельные автомобили составили 2,7 процента новых регистраций на норвежских дорогах.

По мнению OFV, эти цифры показывают, что Норвегия по-прежнему является особой страной, когда речь идет об электромобилях – их регистрация и доля растут во всем мире, но практически нигде это не происходит так сильно, как там.

Как отмечает ассоциация, одним из последствий в январе стало то, что дорогой электромобиль Porsche Taycan регистрировался чаще, чем все чисто бензиновые автомобили вместе взятые. «Норвежцы отдают предпочтение электромобилям и хорошо знакомы с ними», – пишет OFV.

Ассоциация объясняет тот факт, что январские показатели в целом были ниже, чем год назад, тем, что в этом году в Норвегию еще не прибывали крупные партии автомобилей.

В январе 2021 года, например, Tesla Model 3 была автомобилем с наибольшим количеством новых регистраций. В январе этого года, напротив, она оказалась далеко позади с 30 новыми регистрациями, а Model Y выехала на дорогу всего 16 раз.

Поставки Tesla в Норвегию ожидаются в течении следующих месяцев. Фото: Bram Van Oost / Unsplash.com

Компания Tesla, которая в декабре имела две самые продаваемые модели Model Y и Model 3, в январе зарегистрировала только 47 автомобилей. Поставки Tesla зависят от транспортных судов из Китая, которые ожидаются в феврале и марте.

Audi стала лидером в январе

В отсутствие Tesla Audi Q4 e‑tron впервые занял первое место по количеству новых регистраций в Норвегии в январе 2022 года, один из многих электромобилей на платформе MEB от Volkswagen.

Второе место занял Hyundai Ioniq 5, опередив BMW iX. С 389 новыми регистрациями каждый, или 4,9%, к ним присоединились Skoda Enyaq и VW ID.4, две модели MEB от VW Group.

Эти пять электромобилей плюс Ford Mustang Mach‑E на шестом месте даже не существовали год назад, отмечает SFO. Поменялись и привычки покупателей автомобилей. Например, заказы все чаще размещаются онлайн, и часто без тест-драйва.

Небольшое примечание заключается в том, что термин «электромобиль» включает в себя все автомобили с чисто электрическим приводом, то есть с аккумулятором. В норвежской статистике указаны «пассажирские автомобили без выбросов», что также соответствует этому определению.

Продажа электромобилей в Норвегии достигла 80 процентов, север в отстающих

Данные, опубликованные Норвежской дорожной федерацией, отражают то, что можно скорее увидеть, а не услышать на дорогах этой скандинавской страны. Большинство новых машин — это электромобили.

В процентном отношении продажи электромобилей в Норвегии в прошлом году почти в десять раз превысили средний показатель по Европейскому союзу (80% против 8,6%).

По данным сайта elbilstatistikk.no, ведущего статистику регистрации электромобилей, сейчас в Норвегии, население которой составляет 5,5 млн человек, почти 650 тысяч полностью электрических транспортных средств. При этом парадокс в том, что в то время как страна все ближе к сокращению выбросов от автотранспорта до нуля, она получает рекордно высокие доходы от продажи загрязняющих природу нефти и газа в другие страны.

В первой десятке только электромобили

Самым продаваемым автомобилем прошлого года стала «Тесла» Model Y, а второе и третье место заняли «Фольксваген» ID.4 и «Шкода» Enyaq. В первой десятке оказались только электромобили.

Особенно высокие продажи электромобилей были отмечены в последние два месяца года, так как правительство объявило, что в 2023 году будут отменены некоторые меры стимулирования перехода на электротранспорт.

С 1 января продажа электромобилей стоимостью выше 500 тысяч крон (47 тысяч евро) облагается НДС. Также введен дополнительный налог на массу автомобиля, в результате чего машины с тяжелыми аккумуляторами стали дороже на несколько десятков тысяч крон.

Существовавшие до этого меры поддержки — скидка на проезд по платным дорогам и на паромах, а также на парковку в городах — постепенно отменяются решениями местных или региональных властей.

ADVERTISEMENT

Самый высокий уровень продаж электромобилей в 2022 году был зарегистрирован в регионе вокруг Бергена (бывшая губерния Хордаланд) — 86,5% всех новых машин здесь были электрическими. В Осло этот показатель составил 82,3%.

При этом в самом северном регионе Финнмарк на другом конце страны доля электромобилей в продажах новых легковых машин составила 53,6%. И это несмотря на сеть быстрых зарядных станций, созданную недавно вдоль основных трасс и дорог, ведущих к самым отдаленным населенным пунктам на побережье европейской Арктики.

Сейчас в Финнмарке есть хорошо развитая сеть из более чем 30 зарядных станций для электромобилей. Фото: Томас Нильсен

В Норвегии в прошлом году 4 из 5 проданных машин были электромобилями

По итогам 2022 года Норвегия поставила очередной рекорд по числу проданных электромобилей среди всех транспортных средств — четыре из пяти новых проданных машин обладали электрическим приводом. Норвегия может достичь поставленной ранее цели и стать первой в мире страной, где к 2025 году исчезнут из продажи новые машины с двигателем внутреннего сгорания (ДВС).

 По итогам ноября почти 90 % проданных в Норвегии машин поддерживали зарядку от сети. Источник изображения: cleantechnica.com

По итогам ноября почти 90 % проданных в Норвегии машин поддерживали зарядку от электросети

В 2016 году в Норвегии поставили цель добиться того, чтобы в 2025 году все продаваемые в стране машины были либо электромобилями, либо моделями с водородными топливными элементами. 10 лет назад доля продаж электрифицированных автомобилей была 2,9 %, в 2021 году этот показатель вырос до 65 %, а по итогам 2022 года стал уже 79,3 %. В ноябре почти 90 % автомобилей, проданных в Норвегии, были либо классическими электромобилями, либо гибридами с питанием от электросети. С такими темпами в стране действительно надеются полностью исключить машины с ДВС из продажи к 2025 году.

 По итогам 2022 года более 79 % проданных в Норвегии машин пришлись на электромобили. Источник изображения: reuters.com

По итогам 2022 года более 79 % проданных в Норвегии машин пришлись на электромобили

По данным Норвежской дорожной федерации, самым продаваемым электромобилем в 2022 году стал Tesla Model Y, за которым со значительным отрывом следует Volkswagen ID.4. Десятка наиболее популярных моделей распределилась следующим образом:

  1. Tesla Model Y — 17 356 шт.;
  2. Volkswagen ID.4 — 11 561 шт.;
  3. Skoda Enyaq — 7133 шт.;
  4. BMW iX — 6127 шт.;
  5. Volvo ХС40 — 5279 шт.;
  6. Hyundai IONIQ 5 — 5044 шт.;
  7. Audi Q4 e-tron — 4928 шт.;
  8. Audi e-tron — 4740 шт.;
  9. Polestar 2 — 4692 шт.;
  10. Ford Mustang Mach-E — 4226 шт.

В Норвегии продажи электромобилей поддерживаются различными стимулирующими мерами: бесплатный проезд по платным трассам, бесплатная парковка и налоговые льготы. Кроме того, здесь развёрнута сеть из более 5600 быстрых зарядных станций. В этом году Volkswagen и Hyundai заявили, что полностью прекращают продажи своих машин с ДВС в Норвегии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *