Что такое цветовое пространство? Разбор
Восприятие цвета — довольно субъективная штука. Кто-то любит более насыщенные и контрастные цвета, кто-то наоборот предпочитает более сдержанные оттенки. Тем не менее, даже в таком субъективном вопросе как восприятие цвета — есть строгая наука. Наверняка, вы слышали такие термины как sRGB, дельта E. Сегодня разберемся, что все это значит…
Поэтому сегодня мы поговорим о том, что такое цветовое пространство и цветовой охват?
- 100% sRGB — это много или мало?
- Что такое ΔE?
- Почему старые ЭЛТ-мониторы точнее отображали цвет?
Это значит, что на нашей сетчатке глаза есть три вида рецепторов (колбочек), чувствительных к свету разной длины волны: S, M, L (от англ. short,medium, long). Соответственно S-колбочки преимущественно воспринимают синий цвет, М — зеленый, L — красный.
А это значит, что смешивая три цвета в разных пропорциях мы можем получить любой оттенок. Поэтому пиксели в современных дисплеях состоят из трёх базовых цветов: зеленого, синего и красного.
Получается, что если создать три источника света с эталонными синим, зеленым и красным излучателем, то смешивая цвета в разных пропорциях мы сможем получить любой оттенок. В целом, да. Но есть важная ремарка, в основе такого формирования цвета лежит аддитивная цветовая модель. То есть модель, в которой цвет создаётся путём сложения.
Но бывает еще субтрактивная цветовая модель, где разные цвета формируются путем вычитания. Субтрактивной модели нас учили в детстве, когда рассказывали, как смешивать краски. Эта же модель используется в полиграфии, и более известна вам как CMYK.
Но сегодня мы будем говорить, в основном, про RGB-модели.
Цветовая модель CIE 1931
Итак, мы выяснили, что трёх базовых цветов, достаточно для формирования любого оттенка. Но проблема в том, что все люди воспринимают цвета немного по-разному и для всех эталонный зеленый, красный и синий цвета — будут разными. В таком случае возник вопрос, какие именно оттенки базовых цветов нужно взять за основу? Этим вопросом занялась Международная комиссия по освещению, также известная как CIE — от французского Commission internationale de l’éclairage).
В 1931 году они утвердили цветовую модель CIE XYZ. Вот так она выглядит. Вы наверняка много раз видели эту цветную диаграмму похожую на треугольник. Но что тут вообще изображено?
Смотрите, на этой диаграмме изображены все физически реализуемые цвета видимого спектра электромагнитного излучения, то есть от 380 до 700 нм.
Поэтому, задав координаты X и Y мы можем описать вообще любой цвет, а точнее оттенок, который может теоретически воспринять человеческий глаз. А если добавить еще и третью координату Z, то мы легко сможем описать еще и яркость.
Такой метод описания цвета не лишен недостатков, но оказался настолько удобным, для описания и сравнения цветовых пространств. Этим мы сейчас и займемся.
Начнём с sRGB. Сейчас — это наиболее популярное цветовое пространство и стандарт для графики в интернете.
Стандарт — не новый. Он был разработан еще в 1996 году компаниями HP и Microsoft. А основан он был вообще на стандарте HDTV телевещания BT.709. Поэтому цветовые пространства sRGB и BT.709 идентичным по цветовому охвату.
Скажем так, sRGB не самое широкое цветовое пространство. Оно охватывает только 36% видимых глазу цветов. Здесь не очень зелёный зелёный, он скорее салатовый. Немного коричневатый красный. Но особо большая проблема с голубым, посмотрите насколько он близок к белому цвету.
Зато тут отличный синий и нормальная точка белого. Которая называется D65 и имеет цветовую температуру 6500 К, что типично для рассеянного дневного света.
Но почему пространство такое узкое? Неужели нельзя было выбрать нормальную точку для красного и зеленого цвета?
В 96 году было нельзя. Более того такой выбор был более чем логичен. Ведь основные цвета sRGB — это цвета люминофоров у кинескопов того времени. Именно поэтому старые ЭЛТ-мониторы отлично справлялись с воспроизведением цвета в пространстве sRGB без каких либо дополнительных калибровок.
А вот для современных ЖК-мониторов такая задача совсем нетривиальная. Поэтому сейчас корректное отображение цветового пространства sRGB по-прежнему редкость и встречается только в дорогих мониторах. За редким исключением…
Что такое ΔE?
Но что значит фраза “корректное отображение цветового пространства”?
За это отвечает показатель показатель ΔE. А что это такое, разберем на примере доступного профессионального монитора.
В идеале, цвета которые отображает монитор, должны полностью совпадать с цветами, описанными в рабочем цветовом пространстве. Так как если замерить спектр свечения базового синего, зеленого, красного, а также белого цвета разместить их на диаграмме, новые точки должны полностью совпасть координатами обозначенными в цветовом пространстве.
Но в реальности, к сожалению, так никогда не бывает. Всегда есть какая-то погрешность, вот эта погрешность и является показателем ΔE или Дельта E.
Empfindung — Ощущение
Можно сказать, что ΔE — это среднее расстояние междут эталонными координатами цветового пространства и реальными цветами, которые отображает монитор.
В нашем случае производитель заявляет, что в этом мониторе ΔE<2. Это много или мало?
Считается, что погрешность ΔE<3 будет незаметна для среднего человека. Поэтому для профессионального уровня стандартом считается ΔE<2, в этом случае ошибки совсем незначительные, но натренированный глаз профессионала может их увидеть. А вот показатель ΔE<1 считается неразличимым для человеческого глаза.
Так как это монитор профессионального уровня он проходит заводскую калибровку. И в коробку с монитором кладут сертификат CalMAN Verified с подробным отчетом о результатах калибровки.
И вот конкретно в нашем экземпляре среднее отклонение ΔE всего 0,6, что существенно лучше заявленных на коробке. А это значит, что монитор идеально подойдет для работы с графикой и видео в цветовых пространствах sRGB и REC.709. То есть для 99% контента в сети.
Adobe RGB
Тем не менее есть вещи, для которых этот дисплей, а точнее пространство sRGB не подходит — а именно полиграфия.
Стандартом для четырехцветной печати является цветовое пространство SWOP CMYK. Оно не очень широкое, но существенно выходит за границы sRGB в области зеленых и голубых оттенков. Поэтому для того, чтобы была возможность корректно отобразить CMYK цвета на RGB мониторе придумали пространство Adobe RGB.
По сути, это тот же sRGB со сдвинутой вверх точкой зеленого, так чтобы внутрь полностью поместился SWOP CMYK.
С этим цветовым пространством работают только очень дорогие профессиональные мониторы. А всё потому что кроме полиграфии, и профессиональной работы с фотографиями оно ни для чего не походит.
DCI-P3
Тем не менее замена для sRGB есть и это, конечно цветовое пространство DCI-P3.
У него шире цветовой охват — 130,2% sRGB и 45,5% всего видимого человеком спектра.
Тут более правильные красный и зеленые цвета. А синий цвет такой-же как у sRGB и Adobe RGB. Таже осталась нехватка в области голубых и сине-зеленых оттенков.
Но все равно стандарт куда интереснее sRGB. Изначально он разрабатывался для проекторов в цифровых кинотеатрах, но потом был адаптирован для мониторов. И в 2015 году его на вооружение взяли Apple, поэтому вся их техника по умолчанию работает в DCI-P3, что совершенно прекрасно. Также многие смартфоны на Android тоже поддерживают это цветовое пространство.
А вот Windows нормально с DCI-P3 работать не умеет. Поэтому, даже если ваш монитор способен отображать более широкую цветовую палитру DCI-P3, вы всё равно этого не увидите из-за вопросов совместимости. Но есть обход этого ограничения. Например, вы можете активировать DCI-P3 в Chrome.
Для этого вам надо будет зайти в экспериментальные функции и активируйте профиль Display P3 D65. А вот на этих сайтах можно посмотреть наглядную разницу между sRGB и DCI-P3:
Выводы
В целом, цветовые пространства и теория цвета — практически бесконечные темы.
Мы не стали останавливаться на гамма-коррекции и супершироком цветовом пространстве BT.2020, об этом мы говорили в наших материалах про HDR10+ и Dolby Vision. Также рекомендуем материал про ЭЛТ-мониторы, где мы рассказывали про люминофор.
Introduction
I’ve always loved colour, and I’ve always been a bit geeky about it. Other kids would argue about football, but in my circle we’d go: “my Amiga 500 has 4096 colours, and your PC has only 16”. And we counted the days for those 4096 to become 262144. But colour is not just numbers. And when now someone sends me an RGB triplet saying, “this colour: 146, 27, 98”, my brain just short-circuits. That’s not a colour, and I’ll explain why later. Colour and colour spaces are hard topics, and the more you dig into them, the more complex it gets, and the uglier the truth becomes.
Some of the topics around colour, like colour perception in humans, are still hot areas of research. They sometimes even become mainstream discussions in bars, like the white/orange dress meme a couple of years ago. But I won’t talk about colour perception today.
Instead, I will focus on a less mainstream but more technical topic, which is sadly neglected more often than I’d like: colour spaces. I’ll try to summarise the different concepts around colour spaces as briefly as I can, and then talk about a particular colour space that you may want to start using in your mobile apps: the Display P3 colour space.
Why do we see colour?
I’m not going to define what colour is. You probably know what it is even without a formal definition. Instead, I think it’s more useful to explain how colour is created.
We see colour because our eyes have photoreceptor cells, sensitive to different wavelengths of light. These photoreceptors are rods and cones in mammalian eyes, and ommatidia in arthropods. Although photoreceptors themselves do not signal colour, but only the presence of light in the visual field, the signals from the cones are used by the visual system to work out the colour. Here’s a figure of human photoreceptor absorbances for different wavelengths,
In terms of number of photoreceptors, you can say you see more colours than your cat does (they discern at least 3 or 4 colours), but a mantis shrimp sees many more colours than you (they have 16 types of cones). But also, the colours that you see may not be exactly the same colours I see. And it is also worth mentioning that luminance is orthogonal to colour, so a cat can see much better in the dark than we do.
Colour Spaces and Colour Models
These two terms get messed up together more often than not. A Colour Space organises colours so they are reproducible in physical devices (e.g. sRGB, Adobe RGB, CIE 1931 XYZ), whereas a Colour Model is an abstract mathematical model describing the way colours can be represented as tuples of numbers (e.g. RGB, CMYK).
That distinction is really important. I often hear people telling each other random RGB tuples to communicate colours, and I have to assume those tuples are in sRGB colour space, with the gamma already applied. But even the gamma may change from system to system, so those numeric values really don’t tell me anything unless you specify a colour profile as well.
Another very important thing to remember is that there’s no single RGB colour space! Although in most desktop applications we use sRGB, cameras may use Adobe RGB because they need a wider gamut.
XYZ Colour Space and Colour Conversions
XYZ Colour Space is a device-invariant representation of colour. It uses primary colours that aren’t real, i.e., colours that can’t be generated in any light spectrum. That means we can even represent “imaginary colours”, that is, colours with no physical reality.
In XYZ, Y is the luminance, Z is the blue stimulation, and X is a linear mix. It is also very common to normalise this space by the luminance to obtain the xyY colour space. You may have seen the typical horseshoe shape from the xy chromacity space before,
The horseshoe shape is the gamut of human vision, that is, the colours that we can see. The curved edge is the spectral locus and represents monochromatic light, in nanometers. Notice that the straight line at the bottom, or line of purples, are colours that can’t be represented by monochromatic light. Read about CIE 1931 Colour Space to find more details.
The important thing to remember is that these diagrams are useful to visualise the gamut of different devices and the colour conversions that happen between them. For instance, in the example below, the green dot from an Adobe RGB Camera needs to be flattened down to a more yellowish green in order to be displayed in a laptop display. Note that in an RGB colour model, both values may look identical, e.g. (0, 255, 0) , but they aren't the same. This conversion may be irreversible if we aren't careful. When printing this green, we want to go back to the closest match between the original green colour, and the greens that the printer can represent, not the yellowish green from the display.
(The image above is taken from Best Practices for Color Management in OS X and iOS, another recommended read.)
DCI-P3 Colour Space
The most common colour space for displays is sRGB. However, recent OLED displays have a wider gamut, so we need a better colour space to make the most out of them. DCI-P3 is a wide gamut RGB colour space. Apple calls it Display P3. Because the gamut is wider, you will need at least 16-bit per channel in order to store colours in P3. So if you are storing values as integers, instead of having maximum values of 255 per colour channel, now it will be 65535. Note that current HDR video standards just use 10 bits to encode the wider gamut (HDR10 standard). All HDR 4K TVs with enhanced colour show at least 90% of the DCI-P3 colour space.
In order to visualise the differences between P3 and sRGB, I recommend using Apple’s ColorSync utility, which comes with macOS. This tool also has great colour calculators included that will help you understand all the different concepts from this blog post. It’s very simple to create a visualisation like the one below using that tool. This figure compares P3 and sRGB gamuts, plotted in L*a*b* colour space (close to human perception).
Apple recommends the use of Display P3 for newer devices in its Human Interface Guidelines, so if you are developing a website or an app for iOS and/or macOS, it’s worth updating your authoring pipeline to use wide colour in every stage.
Most of MacOS and iOS SDK supports Display P3 already, with the exception of some frameworks like SpriteKit. The UIColor class has an initialiser for displayP3 . If you need to do the conversion yourself, I've written a couple of posts on how to compute (Exploring Display P3) and test (Stack Overflow). It boils down to this matrix that you can apply to your linear RGB colours (before applying the gamma) to convert from P3 to sRGB,
I’ve written a battery of colour conversion unit tests here: Colour Tests.
How much wider DCI-P3 is?
According to Wikipedia, the DCI-P3 colour gamut is 25% larger than sRGB. According to my accounts, it’s approximately 39% bigger. I’ve counted all the 24-bit samples in linear Display P3 RGB (16M) that fall out of sRGB, and that accounts for approximately 4.5M (
I’ve also tried visualising these differences in different ways. I ended up creating an iOS app, Palettist, to help me create colour palettes with P3 colours that fall outside the sRGB gamut. The result is some discrete palettes where each square is in P3, and a circle inside it with the same colour clamped to sRGB. Here’s one of such palettes,
Depending on where you open that link, you may or may not see the circles. More details in this blog post: Display P3 vs sRGB. If you have a modern iOS device, try downloading that palette, and uploading it to, say, Instagram. You will see the circles, but the moment you click “Next”, all colours will look duller and the circles will disappear (you don’t need to actually post it; Instagram converts it to sRGB before uploading). The same happens if you drag & drop the image to Medium. See below.
Medium is being nasty and when I upload the PNG here, it converts it to sRGB in the worst way possible, by reinterpreting each numeric value as sRGB, without any proper colour conversion. The colour looks incredibly dull compared to what you should have seen if you followed the link above.
Try using these palettes to test if an app supports P3 or not.
Rendering intent
If you see circles in the colour palette I linked above (not the one directly attached to the article), but you are sure your display is sRGB, it could be that the colour management in your OS is trying its best to display it by applying some form of rendering intent. The common modes are these two:
- Relative Colorimetric intent: clamp values out of gamut to the nearest colour. This causes posterisation (you won’t see the circles).
- Perceptual intent: blindly squash the gamut of the image to fit the target colour space. This reduces saturation & colour vibrancy (but you’ll see the circles). We say “blindly” because even if it’s just one pixel that’s out of gamut, it will cause the whole image to shift colour… The amount of compression will be shown in the ICC profile
There are other modes, like Absolute Colorimetric intent and Saturation intent. Check this article for details: Understanding Rendering Intents.
A note about gamma
Gamma correction alone deserves a separate blog post. But it’s important to emphasise here that when people give you an RGB triplet like (181, 126, 220) (Lavender), not only do they mean it’s in sRGB (and there are different sRGB profiles), but also they mean the gamma correction — an exponential function — has already been applied. If you do your own colour conversions with the CIE Colour Calculator, you also need to remember that the sRGB illuminant is D65, but it’s encoded with D50.
Why do we apply gamma? This is because equal steps in encoded luminance correspond roughly to subjectively equal steps in brightness. Read Gamma Correction.
If you only have 8 bits to store a luminance value, you better store it with the gamma applied, so you lose less perception-valuable information. However, if you are into 3D graphics, remember that light computations should happen in linear space! Light is additive in linear space, which it’s very convenient since we can just add light colours one after another. But if you work directly in sRGB then you can’t add colours like that.
The final decision: choosing a colour space
This is my small personal guide to choosing a colour space, depending on the occasion:
-
for Machine Learning, because the Euclidean distance between 2 colours in L*a*b* is closer to perceptual distances. , in any other context.
For RGB colour spaces, pick:
- Linear RGB if you are working with light (3D graphics), because light can be added linearly;
- DCI-P3 if you target newer screens, because you can represent more colours; sRGB if you can only afford 8-bit per channel — make sure the gamma is applied to avoid banding artefacts in dark colours (the eye is more sensitive to differences in dark areas).
For the colour model,
- RGB, if you are doing light or alpha blending computations. for design, because the representation is intuitive; and if you are colour-blind, you can adjust saturation and luminance without worrying about accidentally having changed the hue.
Summary
Thanks for reading this long blog post! To be brief at least in the summary, I’m giving you some quick bullet points:
DCI-P3 – что это такое и почему ему нужно соответствовать на 100%?
Видеофилы, как и аудиофилы, люди исключительно привередливые, правда, им живется намного легче – продемонстрировать своим друзьям и близким, почему они тратят такие большие деньги на правильные проекторы и телевизоры, гораздо проще. Однако и они могут оказаться в тупике, если им придется объяснять сложные технические особенности предмета своей гордости простым языком. Постараемся сделать это за них, и в качестве примера поговорим о цветовых пространствах.
Производители видеотехники обычно указывают в процентах соответствие цветового охвата своего устройства тому или иному пространству – Rec 709, Rec 2020, sRGB, DCI-P3 и так далее. Обычному человеку, далекому от кино- и видеосъемок, данные аббревиатуры и числа абсолютно ни о чем не говорят, тем не менее, они важны для понимания того, насколько корректно тот или иной проектор или телевизор воспроизводит цветовую палитру.
Что такое цветовое пространство?
Цветовое пространство – это диапазон цветов в видимом человеком спектре, который может воспроизвести то или иное устройство – проектор, дисплей, телевизор. Его можно представить как палитру, из которой создатель изображения или кинокартины может выбирать нужные ему цвета. Разумеется, чем богаче такая палитра, тем более насыщенные изображения можно создавать. Поскольку на данный момент любые дисплеи или проекторы неспособны передавать все цвета, которые различает человеческий глаз, крайне важно, чтобы цветовой охват устройства закрывал как можно большую часть видимого спектра. Палитру цветов обычно изображают в виде треугольника, расположенного внутри разноцветной фигуры, напоминающей собой подкову. Это упрощенное графическое представление цветового охвата устройства по отношению к целевому цветовому пространству и к полному видимому человеком спектру (CIE 1931).
Существует множество стандартов цветовых пространств, используемых для разных задач. От одного перечисления голова может пойти кругом, и разобраться неподготовленному человеку в них непросто. Поэтому в нашей статье мы уделим внимание одному из них – DCI-P3, потому что корректная работа проектора с данным цветовым пространством очень важна для создания дома аналога настоящего кинотеатра.
DCI-P3
Итак, спецификации цветового пространства DCI-P3 были утверждены в 2005 году организацией Digital Cinema Initiative (DCI), объединяющей все ведущие голливудские студии. При разработке данного пространства основной задачей было получение единого для всей киноиндустрии стандарта цветопередачи для цифровых производственных цепочек, проекционных систем, носителей и так далее. Идея состоит в том, чтобы вся экосистема кинопроизводства и кинопроката работала в одном цветовом пространстве – от съемок и постпродакшна до тиражирования цифровых и физических копий для кинотеатров и домашнего просмотра. И чтобы любой зритель в кино или у экрана телевизора мог видеть именно ту цветовую гамму, на которую ориентировался режиссер. Кроме того, такой подход обеспечивает полное совпадение цветовой палитры, считываемой проигрывателем с оптических или жёстких дисков, с той, что воспроизводит проектор. Следующий важный момент – при утверждении спецификаций DCI-P3 специалисты ориентировались на цветопередачу аналоговой кинопленки, с тем чтобы при оцифровке всех классических фильмов они воспроизводились на новом цифровом оборудовании максимально близко к оригиналу.
Цветовое пространство DCI-P3 закрывает 53,5% всей видимой человеком цветовой палитры, и в нём сегодня производится подавляющая часть контента в разрешении 4K и в форматах расширенного динамического диапазона HDR, записанного на дисках Ultra HD Blu-ray и транслируемого стриминговыми видеосервисами. И для того, чтобы ваш проектор или дисплей безупречно отрабатывал такой контент, необходимо соблюдение им на 100% спецификаций DCI-P3 – точки белого в 6300К (данная точка была выбрана из-за особенностей цветопередачи ксеноновых кинотеатральных проекторов в условиях полного затемнения), референсные значения первичных красного, зеленого и синего цветов, и, разумеется, все остальные цвета, формируемые на основе первичных.
Как эта информация поможет при выборе проектора?
Если вы хотите получить дома картинку, максимально приближенную к кинотеатральной, то выбирать нужно тот проектор, который разрабатывался специально для воспроизведения кинофильмов, созданных в стандартном для кино цветовом пространстве. Например такой, как BenQ W5700S, в котором применена фирменная технология CinematicColor, гарантирующая 100% покрытие цветового пространства DCI-P3. Этот проектор построен на технологии DLP, и важной его частью является шестисегментное цветовое колесо RGBRGB. В нём идеальный баланс и цветопередача достигаются благодаря высокой точности и строжайшему контролю качества при изготовлении, поскольку даже незначительные различия на наноуровне влекут за собой отклонения в части цветового спектра. Высочайшая точность обеспечивается за счет прецизионных наноэталонов, с помощью которых осуществляется проверка более 20 комбинаций угла для задания цвета и покрытия цветового колеса. На каждое цветовое колесо осторожно наносится покрытие особо чистого цвета в точном соответствии с требованиями голливудского стандарта цветопередачи.
Следующая важная составляющая технологии CinematicColor – оптико-механическая система BenQ. Она включает набор тщательно отполированных линз, которые гарантирует попадание всего объема света, исходящего от источника, на DMD-чип и проекционный объектив.
Не менее важно и то, что каждый проектор BenQ с технологией CinematicColor походит заводскую калибровку с помощью специальных инструментов и программного обеспечения. Это необходимо для правильной настройки относительно заданной цветовой температуры источника света, осуществления гамма-коррекции, а также настроек уровней чёрного и белого, баланса «по серому», согласования цветов RGBCMY, оттенков, насыщенности, яркости. Протокол о результатах настройки и калибровки каждого проектора BenQ W5700S включается в комплект поставки. То есть покупатель может быть полностью уверен в том, что его проектор воспроизводит цвета именно так, как это было задумано в Голливуде.
В видеотехнике не бывает мелочей, а сложные и, на первый взгляд, непонятные термины скрывают за собой заботу производителя о том, чтобы зритель получал максимум удовольствия от просмотра. Правильные домашние развлечения требуют правильного оборудования, и чем лучше вы будете разбираться в тонкостях терминологии и технологий, тем легче будет сделать выбор.
Полезные советы по построению и оборудованию домашнего кинозала собраны здесь.
Что такое DCI-P3 и зачем оно нужно в смартфоне
Когда речь заходит о появившемся в последних флагманских моделях цветовом пространстве DCI-P3, большинство затрудняется с ответом на вопрос – что это и для чего придумано.
Очередной маркетинговый трюк, или реально полезная вещь?
Для большинства пользователей вполне достаточно знать: да, цветопередача у таких гаджетов действительно лучше.
А тем, кому интересно, за счет чего это происходит, мы постараемся объяснить подробнее.
Что такое цветовое пространство
Любое явление, связанное с разработкой той или иной техники, должно быть формализировано – представлено в виде некоей модели, более-менее однозначно определяющей его свойства.
Цвет не является исключением: для получения максимального качества изображения требуются соответствующие критерии.
Это означает, что любой существующий оттенок необходимо иметь возможность представить в форме некоего набора координат. Модель, задающая координатную систему, и называется цветовым пространством.
«Судьей в последней инстанции» в этом вопросе является человеческий глаз. Поэтому эталонное цветовое пространство должно содержать абсолютно весь видимый им спектр. Для его описания используется модель под названием CIE XYZ.
Любое устройство, так или иначе связанное с отображением цвета, имеет ограничения, накладываемые принципом работы и конструкцией. Поэтому использовать CIE XYZ в большинстве случаев просто невозможно – для этого требуются более простые модели.
В дополнение к этому встает проблема совместимости: один и тот же цвет может отображаться на разных устройствах совершенно различным образом.
Из-за этого, например, картинка, распечатанная на принтере, может иметь мало общего с оригиналом, выведенным на дисплей. Чтобы преодолеть эти трудности, были разработаны соответствующие стандарты.
sRGB и Adobe RGB
На данный момент общепринятым стандартом для цифровых устройств, позволяющим унифицировать их цветопередачу, является sRGB. Любой монитор или телевизор поддерживает данную схему, она же используется при отображении веб-страниц.
Благодаря этому перенос изображения с одного устройства на другое практически не вызывает никаких отличий.
Если соотнести sRGB с CIE XYZ, то выяснится, что эта схема способна передавать не более 35% оттенков, доступных для восприятия человеческим зрением.
Для большинства задач этого вполне хватает, но в случае профессиональной работы с фотографиями оказывается мало.
Поэтому в 1998 году появилось более продвинутое цветовое пространство Adobe RGB, охват которого составил около 50% оттенков CIE XYZ.
Оно не претендует на универсальность, а является узкоспециализированным, предназначенным для решения конкретных задач.
DCI-P3
Adobe RGB имеет сдвиг в направлении коротковолновой части спектра, однако для человеческого глаза более критичны «теплые» цвета.
Поэтому организация Digital Cinema Initiatives создала собственное цветовое пространство, в котором процентный охват в целом соответствует Adobe RGB, но смещен в красную область спектра.
Производители электроники благосклонно приняли новинку, и первой, кто занялась ее внедрением, стала Apple. Поддержка DCI-P3 появилась в макбуках, айпадах и айфонах под названием Wide Color.
Наглядная демонстрация разницы производилась с помощью особого изображения: на старых устройствах оно выглядело как красный квадрат, а на девайсах с поддержкой DCI-P3 на нем можно было увидеть логотип создавшей его группы разработчиков – WebKit Apple.
К моменту написания статьи поддержка нового стандарта появилась в смартфонах многих ведущих брендов, в том числе ASUS, LG, Samsung, Huawei.
В заключение
«Заказчиками» цветового пространства DCI-P3 в флагманских моделях смартфонов выступили разработчики программного обеспечения для камер. Оно позволяет осуществлять более тонкую обработку полученных снимков по сравнению с sRGB.
Тем, кто фотографирует по принципу «щелкнул – забыл», данный профиль абсолютно ни к чему. Тем более, что контента, созданного в соответствии с новым стандартом, пока что совсем немного.