Такси которые ушли из россии
Перейти к содержимому

Такси которые ушли из россии

  • автор:

«Ситимобил» прекращает деятельность в России

По информации «РИА Новости», агрегатор такси «Ситимобил» прекращает деятельность в России. В компании работали более 1 тыс. сотрудников, а в дни высокого спроса сервис обрабатывал по 540 тыс. заказазов на поездки в день

Ранее «Ситимобил» объединял в себе три сервиса: заказ такси, краткосрочную аренду автомобилей «Ситидрайв» и электросамокаты Urent. Каршеринг доступен в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи. Прокатиться на самокатах можно во всех городах-миллионниках страны.

Сегодня акционеры сервиса приняли решение о прекращении деятельности компании. В компании уточнили, что все обязательства перед сотрудниками и партнерами сервиса будут выполнены в полном объеме в рамках закона, а сервис каршеринга «Ситидрайв» продолжит работу. Причины закрытия сервиса компания не уточнила.

«Ситимобил» входил в группу VK (Mail.ru Group) в составе совместного предприятия VK и «Сбера» в области транспорта и доставки еды — «О2О Холдинг». Агрегатор такси начал свою деятельность в 2007 году и был доступен до закрытия в 80 городах России. Компания занимала второе место по количеству онлайн-заказов поездок в Москве и в большинстве городов присутствия.

Сегодня агрегатор такси Gett принял решение о реорганизации российского подразделения.

Gett ушел из России. Подорожают ли поездки на такси?

такси-1920.jpg

Израильская компания Gett появилась в 2010 году как конкурент Uber и Lyft. В 2012-м она пришла в Россию и в основном работала в Москве. Гендиректор компании в РФ Анатолий Сморгонский отмечал, что в столице агрегатору приходится конкурировать не только с сервисами такси, но и с каршерингом и развитым общественным транспортом. В конце 2010-х Gett снизил стоимость поездок, чтобы удержать позиции на рынке.

11 марта 2022 года Gett заявила, что планирует реорганизацию российского подразделения компании. «Многие корпоративные клиенты Gett уходят с российского рынка или приостанавливают деятельность, что существенно влияет на возможность компании реализовывать свою стратегию», — говорилось в пресс-релизе. В мае Gett разослала таксопаркам письмо c объявлением об уходе из России. В нем сказано, что такое решение связано с блокировкой «программ и (или) технических средств», которые агрегатор использовал для работы.

Станет ли такси дороже

«Ситимобил»* и «Таксовичкоф» заявили, что уход Gett не станет причиной повышения цен на перевозки. Игорь Рудзий, глава компании People&People, которой принадлежат эти агрегаторы, поясняет, что на ценообразование влияют другие факторы, такие как подорожание автомобилей, запчастей и горюче-смазочных материалов. Рудзий планирует, что освободившуюся долю рынка займут агрегаторы People&People, и надеется, что цены для пассажиров останутся «адекватными».

Уход Gett не может оказать влияния на рост цен, поскольку агрегатор занимал небольшую долю рынка перевозок, утверждает глава центра компетенций Международного евразийского форума такси Станислав Шваргеус. «По состоянию на конец февраля, “Яндекс” занимал 84% рынка московских такси, и только 16% занимали все остальные агрегаторы, — говорит он. — 30 мая глава Дептранса Максим Лексутов заявил, что в целом по столичному региону таксисты перевозят 1,6 млн пассажиров в сутки. А Gett в последний год имела порядка 16 тысяч заказов в сутки в городе. Это мизер, поэтому на рынок такси уход Gett почти не влияет, а на ценообразование не влияет совсем».

Уход любого агрегатора приводит к монополизации рынка такси, считает председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков. «У пассажиров и таксистов должен быть выбор среди агрегаторов, — говорит он. — Писали, что тот же Gett понижал ценник поездки, что создавало конкуренцию и благоприятно сказывалось на пассажирах. Если конкуренция исчезает, на рынке такси становится только хуже».

*«Ситимобил» объявил о прекращении работы с 15 апреля 2022 года, но его приложение продолжает работать.

Сотрудникам «Ситимобила» объяснили причину закрытия компании

Фото: Андрей Любимов / РБК

Гендиректор «Ситимобила» Виталий Бедарев назвал в качестве причины закрытия тот факт, что бизнес требует дальнейших инвестиций. Об этом он сообщил на встрече с сотрудниками компании, которая проходила в четверг, 17 марта, рассказали РБК два источника, присутствовавших на собрании.

По словам собеседников, глава «Ситимобила» говорил о том, что акционеры вложили немало денег в развитие компании, которой удалось достичь почти 30-процентной доли в отдельных городах; однако этого оказалось недостаточно, чтобы стать прибыльной, и она по-прежнему требует больших вложений.

На встрече Бедарев также говорил, что, по мнению акционеров, компания не получила запланированную долю на рынке. При этом собеседник РБК утверждает, что на предыдущих совещаниях руководство «Ситимобила» говорило, что KPI, поставленные акционерами, были выполнены. «Ситимобил» зарабатывал и мог делать это лучше», — говорит источник РБК.

Фото:Андрей Гордеев / ТАСС

«Ситимобил» принадлежит «О2О Холдинг» — совместному предприятию Сбербанка и VK (бывшая Mail.ru Group). Общие инвестиции партнеров в компанию не раскрывались, но в прошлом году в развитие всего «О2О» VK и «Сбер» вложили до 43 млрд руб. Последний раз совместное предприятие получило финансирование от акционеров в октябре — 12 млрд руб. Согласно финансовому отчету компании за прошлый год, оборот «Ситимобила» превысил 54 млрд руб., выручка и размер убытка не раскрывались. Сервис присутствовал в 80 городах.

«Ситимобил» заявил о прекращении работы 11 марта. На тот момент представитель компании не пояснял причин, лишь заверял, что она выполнит все обязательства перед сотрудниками и партнерами. Как рассказали собеседники РБК, сотрудникам «Ситимобила» пообещали, что расформирование штата будет проходить в соответствии с трудовым договором. На выбор было представлено два варианта: увольнение по соглашению сторон либо переход в Сбербанк или структуру, принадлежащую VK. На встрече заявили, что «лучшим вариантом для карьеры должен стать переход в «Сбер» и VK, так как это системообразующие компании, которые точно останутся на рынке», однако будет ли он предложен всем и хватит ли в указанных компаниях свободных вакансий, на встрече не уточнялось. Когда и как будет ликвидироваться компания, сотрудникам не пояснили.

Представитель VK и «Ситимобила» отказался от комментариев. РБК направил запрос в «Сбер».

Фото:Константин Кокошкин / Global Look Press

Юрист коллегии адвокатов Москвы «Параграф» Даниил Волков отметил, что ликвидация — это продолжительный процесс, который состоит из нескольких этапов и «иногда может занимать годы». Руководство компании должно:

  • отправить соответствующее уведомление в налоговую инспекцию и фонды;
  • опубликовать сообщение о ликвидации в «Вестнике государственной регистрации», а затем уведомить об этом Федресурс;
  • сообщить каждому кредитору, составить ликвидационный баланс;
  • подать в налоговую инспекцию пакет документов и получить документы о государственной регистрации ликвидации;
  • после того как ликвидация компании подтверждена листом записи из ЕГРЮЛ, останется только закрыть расчетный счет, уничтожить печать в специализированной организации и сдать документы ликвидированного общества в архив.

Волков указывает, что работодатель должен уведомить сотрудников об увольнении за два месяца, «выплатить выходное пособие, компенсацию за неиспользованный отпуск, а также среднемесячный заработок на период трудоустройства».

Были ли перспективы у «Ситимобила»

Еще недавно наличие сервиса такси было важным и для «Сбера», и для VK, которые занимались созданием экосистем. Но после того как в конце прошлого года у VK поменялся контролирующий акционер (вместо USM Алишера Усманова им стали группа СОГАЗ и Газпромбанк), а гендиректором был назначен Владимир Кириенко, бывший вице-президент «Ростелекома», приоритеты компании поменялись. Как рассказывал один из источников РБК, власти могло не устраивать, что в последние годы VK, вместо того чтобы сосредоточиться на развитии соцсетей, занималась сервисами доставки еды, такси, маркетплейсами и др. «Десять лет назад у холдинга было две соцсети, вокруг которых была сосредоточена аудитория, тогда как сейчас активно развиваются TikTok, Instagram, и не VK пытается дать на это ответ», — пояснил собеседник РБК. По его словам, эти активы требовали «более тонкого подхода, поскольку речь идет о работе с аудиторией».

Фото:Максим Богодвид / РИА Новости

После того как 24 февраля Россия начала военную операцию на Украине, ряд российских банков, юридических и физических лиц попали под санкции. Среди них оказались в том числе и «Сбер», и Кириенко. «Доставка еды и транспорт в экосистеме Сбербанка являются вторым направлением по величине как выручки, так и убытка. Попытка конкуренции в лоб с «Яндексом» в такси всегда казалась задачей, требующей огромных ресурсов и инвестиций на субсидирование водителей, при этом эффект синергии с банковскими продуктами не был очевиден. В нынешней ситуации, когда стоимость машин дорожает, цена на поездки будет расти, а спрос, очевидно, сжиматься, такой актив на балансе будет тянуть финансово всю экосистему вниз», — рассуждает управляющий партнер Skolkovo Ventures Станислав Колесниченко.

По словам начальника аналитического отдела по акциям Газпромбанка Анны Куприяновой, совладельцы вкладывали большие средства в «Ситимобил» на протяжении долгого времени, так как компания пыталась нарастить долю рынка, но в текущих геополитических и экономических условиях продолжать финансирование может быть нецелесообразно. «Компания была убыточна и не успела к текущему кризису выйти на прибыльность. Основным инструментом конкуренции «Ситимобила» были цены на услуги, однако сейчас, когда спрос на услуги такси среди населения скорее всего будет падать, сроки вывода бизнеса на прибыльность туманны», — рассуждает эксперт.

Конец Uber в России. Иностранный перевозчик изгнан из СП с «Яндексом»

«Яндекс» выкупил долю Uber в СП «Яндекс такси» за $702,5 млн вместо планировавшихся $2 млрд. Сэкономив немалую сумму, интернет-гигант теперь является единоличным владельцем своих фудтех- и райдтех-сервисов – «Еды», «Такси», «Лавки» и пр.

Uber, уходи

«Яндекс» сообщил CNews о закрытии сделки по выкупу доли компании Uber в их совместном предприятии, которое они годами развивали на территории России. Совместного бизнеса отныне больше нет – отечественный интернет-гигант остался единственным владельцем группы компаний «Яндекс такси».

Заплатить за это «Яндексу» пришлось $702,5 млн, что значительно меньше прогнозов в $2 млрд, появившихся в 2021 г., когда Uber изъявил желание выйти из совместного предприятия с российским конкурентом. Как сообщили CNews в «Яндексе», изменения в списке владельцев «Яндекс такси» не отразятся на работе сервисов – они не затронут ни клиентов группы компаний, ни ее партнеров. Сделка получила одобрение всех регуляторов, в том числе и правительственной комиссии (ее разрешение требуется всем иностранным компаниям, чтобы выйти из бизнеса в России).

Консолидация бизнеса силами «Яндекса» осуществлялась в несколько этапов. Ранее российская корпорация выкупила у Uber ее доли в «Еде», «Лавке» и «Доставке» – в популярных в России сервисах доставки еды и прочих товаров. Также Uber продал «Яндексу» свои доли бизнесе роверов и беспилотных автомобилей. После сделки вся компания «Яндекс такси» оценена в $2,4 млрд.

«Мы всегда говорили, что заинтересованы в консолидации актива. Поэтому текущая сделка – продолжение этой стратегии», – сообщили CNews представители «Яндекса». На вопрос редакции об формировании итоговых размеров суммы сделки они ответили: «Мы действуем в рамках акционерного соглашения с Uber. Детали сделки не раскрываем».

orig.jpg

В «Яндексе» рассказали CNews, что искать нового партнера на место Uber интернет-гигант не планирует. На вопрос редакции, предусматривают ли условия закрытия СП возможность возвращения Uber в бизнес, представители «Яндекса» не ответили.

Пять лет в бизнесе

Uber – это основанная в 2009 г. американская компания, занимающаяся пассажирскими перевозками и доставкой продуктов и еды (через отдельную компанию Uber Eats, созданную в 2014 г.). Другими словами, компания занимается тем же, чем и «Яндекс» в одном из направлений своего бизнеса.

Сервис «Такси» у «Яндекса» появился в 2011 г., а «Еда» – в начале 2018 г. Немного раньше, в июле 2017 г., Uber и «Яндекс» объявили о создании совместного предприятия для работы в России, Армении, Азербайджане, Белоруссии, Грузии и Казахстане.

Условия сделки гласили, что новая компания оценивалась в $3,7 млрд, и контроль над ней оставался у «Яндекса», что выразилось в размерах первоначальных инвестиций ($225 млн «Яндекс» и $100 млн Uber) и долях – 59,3% у российской стороны и 36,6% у американской.

Оставшиеся 4,1% были распределены среди сотрудников «Яндекса».

Появившийся в 2018 г. сервис «Еда» стал одной из производных сделки. Он был основан на базе Uber Eats и стартапа Foodfox – его «Яндекс» купил в конце 2017 г. Оба проекта были объединены в общую дочернюю структуру, юрлицом которой выступила компания ООО «Яндекс.еда». СП «Яндекс такси» получило 99,9% в ней.

Первые попытки бегства из России

На вопрос CNews, кто из партнеров хотел выхода Uber из сделки, представители «Яндекса» ответили, что это было обоюдное желание. Впервые о планах по сокращению присутствия Uber в России в составе СП с «Яндексом» стало известно в августе 2021 г. – тогда «Яндекс» приготовился выкупить часть доли своего партнера, чтобы увеличить свою до 71%. Сумма сделки составила $1 млрд, и по ее условиям у «Яндекса» появилась возможность выкупить оставшиеся 29% в течение двух лет приблизительно за $2 млрд. Все требования стороны выполнили за считанные месяцы, и 71% в СП перешли под контроль «Яндекса» к концу 2021 г.

Санкции помогли

В конце февраля 2022 г. Россия навлекла на себя несколько волн иностранных санкций, в особенности американских. Зарегистрированные в США компании одна за одной стали уходить из России, и Uber не стала исключением. Но если, к примеру, Microsoft или Apple не сдерживали никакие обязательства перед партнерами в совместных предприятиях, то у Uber были связаны руки.

Как сообщал CNews, о желании поскорее полностью освободиться от СП с «Яндексом» Uber заявила в начале марта 2022 г. Она приступила к поиску покупателя на свою долю с совместном бизнесе, коим в итоге стал сам «Яндекс». Таким образом, весь процесс растянулся почти на 14 месяцев (с 1 марта 2022 г. по 21 апреля 2023 г.), а «Яндекс» получил возможность выкупить долю не за $2 млрд, а почти втрое дешевле – за $702,5 млн. Примерно в эту же сумму оценивал сделку Bloomberg – аналитики издания прогнозировали, что Uber продаст свою долю за $800 млн.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *