Сколько лет Джеймс Кэмерон создавал фильм "Аватар"?
Джеймс Кэмерон сделал это! Спустя двенадцать лет после «Титаника» он снова погрузил нас в захватывающую историю, в которой удивительные спецэффекты никогда не преобладают над персонажами. Визуальное чудо, но также фантастический фильм, который говорит нам о нашей жизни.
Аватар — это шаг в истории кинематографа, как по тому, как он сделан, так и по потрясающей реалистичности результата на экране. Из 160 минут, которые длится фильм, 117 минут — это чистые инфографические творения: декорации, растительность, реквизит, персонажи — все создано на компьютере, ничего не снималось. И настоящий спектакль в том, что вы не чувствуете ощутимого перехода между реальными образами, в которых изображены актеры на борту кораблей, и виртуальными образами, на планете Пандора. В "Аватаре" компьютерная графика достигает невиданного ранее в этом жанре реализма. В очередной раз Джеймс Кэмерон раздвинул границы технологий до новых пределов. Как он уже делал в прошлом с Бездной , Терминатором 2 или Титаником .
Истоки «Аватара» как задумки восходят аж к 1976 году.
Будучи еще скромным студентом, Кэмерон уже воображал себе некоторые элементы, которые позже будут отражены в сценарии. Кинорежиссер мечтает о научно-фантастическом фильме, который воссоединится с великими эпическими приключенческими фильмами, подобно как «Лоуренс Аравийский» или «Человек, который хотел стать королем». Фильмы, в которых удалось совместить интимные портреты и открытие чужой культуры, и все это в обстановке, которая не может быть еще более экзотической.
«Аватар» переносит нас в 22-й век вслед за Джейком Салли, бывшим морским пехотинцем с параличом нижних конечностей, который оказывается на Пандоре, спутнике далекой чужой планеты. Эта "луна" изобилует редким минералом, в котором Земля отчаянно нуждается, но воздух там непригоден для дыхания человека. Мужчины работают с масками, но у них также есть идея производить для работы искусственных существ, точных копий уроженцев Пандоры, народа На’ви, с ДНК своего человеческого «хозяина». Таким образом, у последнего возникает свой "аватар", которым он может управлять мыслью: он видит и чувствует все, что видит и чувствует его аватар. Благодаря этим искусственным На’ви люди Земли могут исследовать планету на досуге и пытаться общаться с настоящими На’ви. чтобы лучше их контролировать. Джейк открывает для себя народ На’ви и их удивительную мораль, культуру и постепенно переходит на их сторону благодаря любви к прекрасной Нейтири.
Классическая история любви и искупления, действие которой разворачивается в добрых индейцах и плохих ковбоях, подобно «Танцам с волками» , но в футуристическом и (очень) экзотическом сеттинге: «Фантастический сеттинг делает историю и чувства более узнаваемым», — объясняет Джеймс Кэмерон. Подобно полковнику Лоуренсу в «Лоуренсе Аравийском» или Джону Данбару в «Танцах с волками» , Джейк Салли — своего рода Кандид, прибывший в неизведанный мир. Он одновременно со зрителем открывает для себя иную реальность, а потому становится нашим проводником. Этот трюк со сценарием позволит Джеймсу Кэмерону постепенно извлекать для зрителя информацию о культуре На’ви и об их мире.
Этот мир Кэмерон уже изложил на бумаге в 1995 году, еще до того, как отправился на съемки "Титаника". В то время технология еще не позволяла создавать фотореалистичных персонажей, особенно в несколько сотен кадров. Но в 2002 году Джеймс Кэмерон обнаружил Голлума во «Властелине колец». Впервые трехмерный анимированный персонаж так же реалистичен, как и настоящие актеры. Аватар, наконец, может стать реальностью. И это сделают те же создатели Gollum, на студии Weta Digital в Новой Зеландии.
Кэмерон начинает с проведения тестовых съемок, чтобы продемонстрировать студии 20th Century Fox, что фильм осуществим. Именно этого режиссер хочет — снять фильм в 3D. Он планирует использовать камеру Fusion, которую он разработал вместе с оператором Винсом Пейсом. На самом деле это две HD-камеры Sony HDC-F950, расположенные рядом, объективы расположены на расстоянии 6,25 сантиметра друг от друга, что соответствует среднему расстоянию между глазами человека.
В 2005 году проект стартовал — с колоссальным бюджетом, официально от 250 до 300 миллионов долларов, но слухи в конце 2009 года в Голливуде говорят о бюджете ближе к 500 миллионам долларов, включая маркетинг!
По мере того, как мир Пандоры начинает обретать форму, Джеймс Кэмерон размышляет о невообразимых технических сложностях фильма и настаивает на одном конкретном моменте: он хочет снимать сцены Пандоры так же, как и сцены с реальными актерами. Следовательно, это исключает анимацию На’ви в ключевом кадре, как, например, для инопланетных персонажей второй трилогии «Звездных войн». Персонажей должны играть настоящие актеры, а их игра должна быть записана вживую. Кэмерон хочет больше, чем захват движения, ему нужен еще и «захват эмоций».
Джеймс Кэмерон обращается к Робу Легато, супервайзеру визуальных эффектов «Титаника» , с просьбой разработать виртуальную систему съемок, в которой он испытывал бы те же ощущения, что и на реальной съемочной площадке.
«Проблема с 3D заключается в том, что вы как можно лучше объясняете свои намерения, но затем план разрабатывается командой дизайнеров, и вы видите результат через несколько недель. И вы должны понимать, что то, что вы получаете, является интерпретацией того, о чем вы просили. В результате мы часто сталкиваемся с недоразумениями, ошибками в оценке. Это очень расстраивает. Поэтому я искал способ уменьшить эти недоразумения и иметь возможность описать — без возможной двусмысленности — все детали плана. Единственным выходом было держать параллельную камеру»
Эта виртуальная камера принимает форму своего рода руля, в центре которого находится монитор размером 15 x 10 см, примерно такого же размера, как портативные DVD-плееры. Экран окружен кнопками, позволяющими менять настройки: фокусное расстояние, положение зума, тип движения камеры (стедикам, тележка), высота съемки и т. д.
С помощью этой системы Джеймс Кэмерон мог адаптировать кадр в соответствии с тем, что предлагали ему актеры, а они корректировали свою игру в зависимости от присутствия камеры, как на традиционной съемочной площадке. Оператор снимает действие вживую, в то время как другие сначала записывают актеров, а затем делают монтаж. В результате у них нет синхронизации. Просто надо держать камеру в руке, а не управлять съемкой с помощью мыши, сидя перед монитором.
Виртуальная камера позволила Кэмерону управлять своими актерами с такой непосредственностью, которая раньше была невозможна.
«Аватару» 10 лет: Джеймс Кэмерон вспоминает, как все было, и объясняет, почему так долго
Есть и хорошие новости: съемки почти завершены. Но не пост-продакшн.
10 лет назад, в декабре 2009 года, в прокат вышла первая часть «Аватара». Фильм заработал больше $2.7 миллиардов и почти на десятилетие стал самым кассовым в истории — только недавно его подвинули новые «Мстители».
Практически все это время Джеймс Кэмерон работает над продолжениями «Аватара». Запланировано еще четыре фильма, первый из них выйдет не раньше декабря 2021 года, через 12 лет после премьеры оригинала.
В интервью Variety режиссер объяснил, почему создание сиквелов занимает столько времени, и рассказал, как вообще появился «Аватар». Вот самые интересные моменты из рассказа режиссера.
Первый набросок сценария на 100 страниц у Кэмерона был готов еще в 1995 году. Сценарий заинтересовал кинокомпанию 20th Century Fox, но производство не запускали еще 11 лет: нужных технологий не существовало. Производство начали в 2006 году.
Для «Аватара» был с нуля придуман язык На’ви — им занимался профессор лингвистики Пол Фроммер. Он использовал звуки из нескольких диалектов: полинезийского, языка бушменов, инуитского, языка американских индейцев.
Фонетика у языка На’ви оказалась настолько сложной, что для прослушиваний кастинг-директору пришлось записать несколько примеров нужных звуков. Если актеры не могли воспроизвести речь На’ви, роль им не светила.
Чтобы актерский состав понял, каково жить в джунглях, их на несколько дней вывезли на Гавайи. Актеры бегали по лесам, взбирались на горы; Сэм Уортингтон настолько проникся, что шастал по лесам в парике и набедренной повязке.
А еще у Сэма был лук. Как-то раз во время пробежки из зарослей выскочил пудель — его выгуливал местный житель — и Сэм инстинктивно чуть его не подстрелил. Пришлось объяснить, что тут снимают кино.
Кино, конечно, в джунглях не снимали. Все сцены «Аватара» отсняты в закрытой студии, движения актеров записывали с помощью технологии захвата движений. Роль деревьев играли грубые декорации, а актеры бегали не по веткам, а по доскам, проложенным над полом.
Икран, одно из летающих существ Пандоры, на съемочной площадке выглядел как большая деревянная фигура, больше напоминающая лошадь. Ее можно было немного приподнять в воздух и дать актерам покачаться.
Для водных сцен на площадке построили резервуар емкостью 4 миллиона литров. Тут снимали в том числе и подводные сцены; для них актерам приходилось по-настоящему задерживать дыхание.
Сценарии всех фильмов были написаны сразу же, сейчас почти завершены съемки: отсняты второй и третий фильм, готова половина четвертого фильма. Вторую половину четвертой части, видимо, отснимут в следующем году.
Продолжения «Аватара» задерживаются из-за масштабов. Один большой анимационный фильм обычно занимает года четыре, работа над «Аватарами» больше напоминает создание двух с половиной таких фильмов.
«Аватар 2» должен выйти в прокат 17 декабря 2021 года. Остальные фильмы появятся в декабре 2023, 2025 и 2027 годов.
Сколько времени ушло на создание «Аватара» (и почему)?
«Аватар» — научно-фантастический фильм, выпущенный в декабре 2009 года. Продолжительность фильма составляет 162 минуты, и изначально он снят на английском языке.
В фильме использовалась передовая графика, звуковые эффекты и несколько технологий, которые сделали его максимально удобным для пользователей. Первоначальный бюджет фильма составлял 237 долларов. миллион долларов, правда, позже бюджет зашкалил сначала до 275 миллионов долларов, а затем до 310 миллионов долларов. Помимо этого бюджета, бюджет на продвижение и маркетинг фильма составляет около 150 миллионов долларов.
Сколько времени ушло на создание Аватара?
Хронология создания Аватара | Продолжительность |
Концептуализация идеи | 1994 |
Начало направления Аватара | 2005 |
Завершение фильма | 2009 |
Релиз фильма | Декабрь 2009 |
Первая часть «Аватара» полюбилась людям и даже обогнала знаменитую серию «Мстителей», которая была заметной на момент выхода «Аватара». Однако создание «Аватара» было не таким обычным, как когда дело доходит до создания фильмов. Создание «Аватара» заняло колоссальные 15 лет с момента зарождения идеи создания такого фильма до момента его выхода.
Джеймс Кэмерон был автором «Аватара». Идея создания такого фильма возникла у него еще в 1994 году. Хотя идея была одобрена и оценена многими людьми, причастными к созданию фильма, все было решено, но съемки фильма начались в 2005 году.
В 2005 году было запущено производство по изготовлению аватаров, выбраны и оформлены персонажи, изготовлены декорации, заложены камеры и начались съемки. Съемки «Аватара» длились около 2 лет и завершились к началу 2009 года.
Когда фильм был готов к премьере, он был выпущен в декабре 2009 года в разных странах.
Читатели, прочитавшие это, также читают:
Почему потребовалось так много времени, чтобы сделать Аватар?
Основная причина, по которой «Аватар» занял так много времени, связана с идеей, концептуализированной Джеймсом Кэмероном. Джеймс Кэмерон, сценарист, режиссер и продюсер фильма, задумал «Аватар» как полноценный научно-фантастический фильм с реалистичной и невероятной графикой, звуковыми эффектами и передовыми технологиями.
Однако во времена 1994 года, когда идея была концептуализирована Джеймсом Кэмероном, технология не была достаточно развита, чтобы удовлетворить потребности фильма. Не так много было известно о термине, называемом трехмерной графикой, или о чем-то подобном, что было необходимо для создания Аватара в соответствии с идеей Джеймса Кэмерона.
Таким образом, Джеймс Кэмерон решил приостановить идею создания такого фильма до тех пор, пока не наступит подходящее время, когда технология станет достаточно продвинутой, чтобы оправдать его ожидания от создания «Аватара». Вместо этого он начал работать над созданием фильма. Титанический. В то время, когда идея создания «Аватара» была приостановлена, Джеймс Кэмерон также работал над несколькими документальными фильмами, такими как «Призраки бездны» и «Чужие из глубин».
В интервью, которое было сделано в 2005 году EW, где также присутствовал Джеймс Кэмерон, обсуждались такие проекты, как фильм «Кинг-Конг» и Властелин колец шел фильм Питера Джексона. Именно тогда Джеймс Кэмерон понял, что настало подходящее время, чтобы мир стал свидетелем его идеи снять фильм под названием «Аватар».
К моменту изготовления Титаник Когда фильм был завершен, Джеймс Кэмерон счел правильным воплотить в жизнь свою идею создания фильма под названием «Аватар». Именно в это время началось производство фильма. Производственной компанией, которая приняла идею создания аватара и начала работу над ним, была 20th Century Fox.
Заключение
Джеймс Кэмерон концептуализировал свою идею создания аватара в 80-страничном сценарии в 1990 году. Однако ему пришлось вдвое сократить свою идею создания аватара на долгие 15 лет, потому что технология не была достаточно развитой, чтобы оправдать ожидания идея, сформулированная им.
Рекомендации
Я приложил столько усилий, чтобы написать этот пост в блоге, чтобы предоставить вам ценность. Это будет очень полезно для меня, если вы подумаете о том, чтобы поделиться им в социальных сетях или со своими друзьями/родными. ДЕЛИТЬСЯ ♥️
Аватар (фильм
«Авата́р» (англ. Avatar ) — американский фантастический фильм, снятый Джеймсом Кэмероном по собственному сценарию. Действие фильма происходит в 2154 году на Пандоре — луне в звёздной системе Альфы Центавра.
Работать над «Аватаром» Кэмерон начал в 1994 году, когда написал 80-страничный набросок сценария [4] . Съёмки намечались после завершения работы над «Титаником», и фильм должен был выйти в 1999 году, но, по словам самого Кэмерона, технологии того времени не были готовы воплотить его видение фильма [5] . Работа над языком, которым пользуется инопланетная раса в фильме, началась летом 2005 года, а в начале 2006 года Кэмерон всерьёз занялся сценарием и вымышленной вселенной «Аватара» [6] .
Фильм демонстрируется как в традиционном варианте, так и в форматах 3D: RealD 3D, Dolby 3D и IMAX 3D. Многие считают «Аватар» прорывом в области технологии производства фильмов благодаря стереоскопическим камерам, специально сконструированным для съёмок фильма [7] . Некоторые критики полагают, что значение этого фильма Джеймса Кэмерона для киноиндустрии сравнимо с появлением цветного кино [8] .
Мировая премьера «Аватара» состоялась в Лондоне 10 декабря 2009 года, а в широкий прокат фильм вышел 18 декабря. 25 января 2010 года, собрав за шесть недель проката более 1,8 млрд долларов, «Аватар» стал самым кассовым фильмом всех времён, побив рекорд предыдущего фильма Джеймса Кэмерона — «Титаник» [9] . «Аватар» — первый и пока единственный фильм, собравший в прокате больше 2,7 млрд $ [10] . В России «Аватар» тоже стал самым кассовым фильмом в истории [11] . Принимая во внимание коммерческий успех ленты, Джеймс Кэмерон выразил готовность снять два сиквела [12] .
Содержание
Сюжет
2154 год. Джейк Салли — бывший морской пехотинец, получивший ранение в Венесуэле и прикованный к инвалидному креслу. Его брат-близнец, будучи учёным, должен совершить путешествие на расстояние 4,3 световых года к базе землян на планете Пандора (спутнике газового гиганта Полифем в системе Альфа Центавра), где корпорация RDA (Resources Development Administration, Управление по развитию месторождений) добывает исключительно минерал анобтаниум (полушуточный термин англоязычной фантастики, обозначающий нужное, но труднодоступное вещество, буквально «недоступный», что наиболее корректно можно перевести на русский язык как «недостаниум»), имеющий огромную коммерческую ценность.
Аватары — созданные при помощи генной инженерии гибриды, полученные комбинированием ДНК человека и коренных жителей планеты Пандоры — на’ви. Аватар может дистанционно мысленно управляться, причём только таким оператором, под которого он был создан (или его генетическим двойником, например, близнецом). Брат Джейка трагически погибает накануне отлёта. Поскольку создание нового аватара стоит очень дорого, Джейку поступает предложение заменить своего брата-близнеца в управлении аватаром, даже несмотря на отсутствие у него должного учёного опыта. Первоначальный мотив Джейка — заработать достаточно средств на дорогостоящую операцию и вновь начать ходить.
Миссия аватара Джейка на Пандоре — войти в доверие к одному из племён на’ви, чьи поселения находятся на самом богатом месторождении ценной руды. Официально Джейку поручено найти способ уговорить аборигенов переселиться, но по заданию военных он также начинает собирать информацию на случай силового решения проблемы. Прекрасная аборигенка, дочь вождя — Нейтири — спасает аватару Джейка жизнь, с этого начинается его контакт с племенем. Аватара принимают в её клан, и он учится быть одним из на’ви, что включает в себя выполнение множества задач и прохождение многочисленных испытаний.
По мере того, как отношения Джейка с Нейтири становятся более близкими, он учится уважать прекрасный и гармоничный мир на’ви. Вскоре руководство земной колонии принимает решение изгнать аборигенов силой. Это решение совпадает с моментом, когда Джейк сближается с Нейтири. Джейк понимает, что это станет катастрофой, и после неудачной попытки убедить руководство отказаться от силового решения вместе с несколькими единомышленниками поднимает бунт и попадает на гауптвахту.
Оставшиеся на свободе единомышленники организуют побег. После похищения оборудования для управления аватарами Джейк переходит на сторону на’ви и, объединив несколько племён, ведёт их на битву с людьми. В ходе ожесточённого сражения аборигенам и бунтарям удаётся разбить землян и уничтожить полковника Куоритча — начальника службы безопасности базы, выступавшего за уничтожение на’ви. Оставшимся в живых разрешено вернуться на загрязнённую, лишённую природной среды Землю с условием, что хищническая разработка анобтаниума на Пандоре будет полностью прекращена.
Джейк остаётся с аборигенами и окончательно разрывает связь с человеческим телом, перенесясь в свой аватар при помощи биологической энергии обожествляемого туземцами дерева жизни Эйвы, которое с самого начала благоволит Джейку. Это дерево с помощью своей корневой системы и летающих спор объединяет лес в единую экосистему и «поддерживает равновесие» живого мира Пандоры.
В ролях
-
— Джейк Салли (англ.Jake Sully ), парализованный отставной морской пехотинец, участник программы «Аватар», в которой человек дистанционно управляет телом на’ви, специально созданным для него [13] . Уортингтон вспоминает, что получение этой роли стало для него неожиданностью: «В то время я был никому не известным австралийским актёром. К тому же эта роль принесла мне денег, в которых я тогда очень нуждался» [14] . Во время работы над фильмом он много общался с братом режиссёра, бывшим морским пехотинцем [15] . Освоение инопланетного языка, по его словам, давалось ему легче американского акцента [15] . — Грэйс Огустин (англ.Grace Augustine ), ботаник, обучающий Джейка Салли [16] . Оператор аватара. Волосы Уивер частично окрашены в красный цвет[17] . Одно время этот персонаж носил имя Шипли (по аналогии с Рипли из «Чужих») [18] . Будучи «очень целеустремлённым и очень идеалистичным», этот персонаж напоминает Уивер самого́ Кэмерона [19] . — Труди Чакон (англ.Trudy Chacón ), пилот боевого вертолёта, работавшая совместно с учёными в программе «Аватар». Кэмерон захотел поработать с Родригес после того, как увидел её в фильме «Женский бой» (2000) [20] .
- Джованни Рибизи — Паркер Сельфридж (англ.Parker Selfridge ), начальник земной колонии, недалёкий и эгоистичный делец, которого интересует только прибыль [21] .
- Стивен Лэнг — Майлз Куоритч (англ.Miles Quaritch ), полковник, руководитель военного гарнизона (комендант) колонии землян на Пандоре. Лэнг пробовался на одну из ролей в фильме Кэмерона «Чужие» (1986), которую он не получил, но режиссёр запомнил Лэнга и пригласил его сняться в «Аватаре» [20] . Манола Даргис и Джеймс Берардинелли, среди прочих, особенно выделили актёрскую работу Лэнга, который в последнее время не избалован предложениями режиссёров [22] . По словам Берардинелли, он сыграл настоящего сукина сына, которым невозможно не восхищаться. Подобно герою Р. Дюваля в «Апокалипсисе сегодня», полковник «обожает запах напалма по утрам» [23][24] .
- Джоэл Дэвид Мур — Норм Спеллман (англ.Norm Spellman ), антрополог, изучающий растительные и животные формы жизни (так же, как и персонаж Уивер). Так же, как Джейк и Грейс, является оператором аватара [25] . — Макс Патэл (англ.Max Patel ), учёный, тоже работающий в программе «Аватар».
- Мэтт Джеральд — Лайл Уайнфлит (англ.Lyle Wainfleet ), капрал. Отрицательный персонаж [26] .
- Зои Салдана — Нейтири (англ.Neytiri ), дочь вождя одного из туземных кланов — Оматикайя, которая по наказу матери берётся за обучение Джейка обычаям на’ви. Впоследствии они друг в друга влюбляются. Общаясь с Джейком, говорит на ломаном английском с сильным акцентом. Персонаж создан при помощи технологии Motion Capture[27] . Салдана уже дала согласие на участие в сиквеле фильма [28] .
- (англ.) Уэс Стьюди — Эйтукан (англ.Eytucan ), вождь племени Оматикайя, отец Нейтири. — Мо’ат (англ.Mo’at ), духовный лидер (верховная жрица, официально именуется Цахик) клана Оматикайя, мать Нейтири.
- (англ.) Лэз Алонсо — Цу’тэй (англ.Tsu’tey ), первый воин клана Оматикайя, после гибели Эйтукана — вождь клана.
- (англ.) Питер Менса — Аквей (англ.Akwey ), вождь клана Всадников равнины.
Мир Пандоры
Живым существам на планете свойственна биолюминесценция: они мерцают в темноте. Многие представители животного мира напоминают доисторических обитателей Земли [29] . Животные находятся в таинственной связи с Деревом жизни. Джеймс Кэмерон сравнил мир Пандоры с биоинтернетом, куда можно загружать собственные воспоминания [30] . При просмотре фильма зритель исподволь начинает понимать скрытые механизмы этого мира и тот факт, насколько в нём всё взаимосвязано [30] .
Вид парящих в облаках гор отчасти навеян пейзажами живописной китайской горной гряды Хуаншань. Съёмочная группа «Аватара» выезжала в Китай для натурных съёмок материалов для производства фильма [31] . Моделирование социально-культурного мира инопланетного племени потребовало от съёмочной группы обращения к традициям различных племён Южной и Северной Америки [30] .
«Кайе дю синема» пишет о том, что всякое животное или растение Пандоры имеет соответствие на Земле [32] . Некоторые критики видят в сходстве Пандоры с Землёй «концептуально важный эффект»:
История создания
В 1995 году Джеймс Кэмерон написал 80-страничный сценарий для фильма «Аватар», но его реализация неоднократно откладывалась вследствие несовершенства компьютерных технологий [4] . По словам исполнителя главной роли, необходимо было искусственными средствами создать мир настолько прекрасный, чтобы зрители после просмотра фильма оглянулись вокруг и задали себе вопрос: что мы сделали с этим миром и как мы можем исправить положение? [34]
Кэмерон назвал источником вдохновения для сценария «книги научной фантастики, прочитанные им в детстве»: Эдгара Райса Берроуза («Джон Картер — марсианин») и произведение Пола Андерсона «Зовите меня Джо» (последнее произведение он не упомянул прямо, что вызвало возмущение некоторых почитателей Андерсона) [35] . В июне 2006 года, когда фильм ещё носил название «Проект-880» (англ. Project 880 ), начался этап по подбору актёров с опубликованием описания сюжета, гласившего:
— Movie City News — Cameron Casting [36]
В декабре 2006 года Кэмерон охарактеризовал «Аватар» как «фантастическую историю, происходящую на другой планете через двести лет» и «старомодное приключение в джунглях с экологическим подтекстом, выходящее на мифический уровень повествования» [37] . Он не исключил съёмок двух сиквелов фильма, если он оправдает себя в прокате [38] .
В преддверии выхода фильма Кэмерон осью сюжета назвал поиск смысла своей жизни выходцем из очень простой среды [39] . В этом отношении он подобен всякому человеку, и каждый может поставить себя на его место. В мире на’ви Джейк (в начале фильма не занятый чем-либо определённым) находит свой новый дом, именно там он чувствует себя востребованным [39] . При этом на’ви, по словам Кэмерона, — это не нечто чуждое людям [40] . Наоборот, они воплощают лучшее в людях, то, что, по нашему мнению, мы сейчас теряем — близость к природе, жизнь в постоянном движении [40] . Для зрителя естественно сопереживать им, желать стать одним из них [40] .
Технологии
Выход фильма планировался вскоре после «Титаника», в 1999 году, однако сомнения в достаточности развития технологий для полномасштабного моделирования вымышленного мира заставили Кэмерона на годы отложить работу над фильмом. «Аватар» состоит на 40 % из живой съёмки и на 60 % из реалистичной компьютерной графики [41] . Для создания мира Пандоры понадобилось более петабайта (1024 терабайта) цифрового дискового пространства для хранения всех компьютерно-графических активов фильма (растений и животных, насекомых, скал, гор и облаков и т. д.). Для сравнения, при работе над «Титаником» понадобилось всего 2 терабайта для создания (и затопления) корабля и тысяч пассажиров. Это меньше, чем 1/500 доля объёма, использованного для хранения материалов к картине «Аватар» [42] .
Другие технологические новшества включают в себя повышенную эффективность на стадии захвата движения, которая в шесть раз больше, чем использовали раньше, а также более совершенный метод захвата выражения лица.
Чтобы создать человеческую колонию, добывающую полезные ископаемые на Пандоре, производственные дизайнеры в июне 2007 года посетили буровые установки в Мексиканском заливе. Они фотографировали, измеряли и снимали каждый аспект, который будет повторён на экране с фотореалистичными компьютерными спецэффектами. На производстве работало около тысячи человек. Компьютерная графика в фильме реализована технологией «Reality Camera System». Собственная технология Джеймса Кэмерона «Reality Camera System» служит для создания фильма в стерео (3D) изображении. Для создания глубины восприятия, эта система использует две микрокамеры высокого разрешения, вставленные в шлемы актёров и позволяющие управлять не только мимикой, но и движениями зрачков и век [43] [44] . Фотореалистичные компьютерные персонажи моделировались с помощью анимационных технологий «Motion Capture».
В производстве фильма Джеймсу Кэмерону помогала студия визуальных эффектов «Weta Digital». Стэн Уинстон, который сотрудничал с Кэмероном в прошлом, также участвовал в создании фильма.
Язык на’ви
Работая с языковедом и директором Центра управления коммуникаций Южно-Калифорнийского университета Полом Фроммером, Кэмерон разработал целый язык и культуру для на’ви, коренной расы Пандоры.
Интересные факты
- Актёров, исполняющих главные роли, Джеймс Кэмерон вывез на Гавайи, чтобы они лучше почувствовали, что такое тропические джунгли [45] .
- Для создания трёхмерного леса была написана специальная программа, которая симулировала ярусность естественных джунглей[45] . То есть, первоначально определялось расположение крупных деревьев, затем рассчитывались тени от них и на освещённых местах располагались более мелкие деревья. Также для создания использовалась программа (англ.) MASSIVE. Weta Digital обрабатывал в среднем по 1,3 млн задач рендеринга в сутки — по 7—8 Гб данных в секунду, 24 часа в сутки [46] .
- В фильме был использован образ летательного аппарата Леонардо да Винчи.
- «Цветы», прячущиеся в трубки, до которых дотрагивается Джейк — на самом деле морские кольчатые черви из семейства сабеллид.
Сюжетные параллели
Параллели с историческими событиями
Фабульная часть фильма с либеральных позиций обыгрывает историю взаимоотношений англоамериканских колонистов с индейцами. Мотив белого человека, который переходит в стан туземного врага, не нов для американской культуры (ср. «Танцы с волками», «Покахонтас» [47] ). Некоторые эпизоды наполнены очевидными аллюзиями на внешнюю и внутреннюю политику западных стран, и прежде всего США [48] . Например:
- Селфридж (Джованни Рибизи) требует вычистить лес до основания ради залежей руды. Так поступали и поступают многие американские нефтяные компании в богатых этим полезным ископаемым джунглях Амазонки. См. также противостояние латиноамериканских правительств и «United Fruit Company».
- В разговоре с Джейком Салли полковник вскользь упоминает, что участвовал в операциях американского военного контингента в Венесуэле и Нигерии и чудом остался жив [49] . Следовательно, действие фильма происходит уже после вторжения США в эти страны. Обе упомянутые страны в реальности располагают богатыми нефтяными ресурсами [50][51] .
Параллели с индуизмом
Автор «Аватара» Джеймс Кэмерон неоднократно признавал связь фильма с представлениями индуизма, в том числе заимствование названия фильма и синего цвета на’ви из индуистских священных текстов. Отвечая на вопрос корреспондента журнала «Тайм» «Что же такое „аватар“?» Кэмерон ответил: «Это воплощение одного из богов индуизма в телесной форме. В фильме это значит, что в будущем люди с помощью технологии научатся помещать сознание человека в удаленное биологическое тело» [52] . В интервью изданию «Энтертейнмент Уикли» Кэмерон отметил связь синего цвета на’ви с синекожими богами индуизма, сказав, что эта параллель нравится ему «концептуально» [53] . На пресс-конференции в Дели Кэмерон сказал: «Я влюблен в мифологию и пантеон индуизма; он такой богатый и живой. Я не хотел ссылаться на идеи индуизма [в фильме] слишком явно, однако мне было интересно создать подсознательную связь с индуизмом» [54] , добавив, что хорошо знаком с индуистским вероучением и что считает его «захватывающим» [55] .
Ряд русскоязычных публикаций продолжил анализ связи фильма с индуизмом. Максим Чайковский в украинской газете «День» провел аналогии между сюжетом фильма и древнеиндийским эпосом «Бхагаватам», повествующем о синекожем аватаре Кришне, пришедшем с небес в благородное лесное племя Враджа, которое жило на залежах драгоценного минерала чинтамани [56] . С другой стороны, российские последователи индуизма отметили, что, несмотря на свое превратное толкование концепции «аватара», фильм корректно отражает этическую и духовную суть учения «Бхагавад-гиты», основного священного писания индуизма [57] .
Параллели с другими художественными произведениями
Сюжетный мотив проникновения людей в неизведанные края как на Земле («Затерянный мир», «Плутония», «Кинг-Конг»), так и за её пределами («Чужой») — один из самых распространённых в научной фантастике.
- Похожая планета с тем же самым названием Пандора и со схожей экосистемой фигурирует в цикле братьев Стругацких «Мир Полудня» [58][59][60] . Именно на Пандоре один из героев Стругацких Михаил Сидоров (Атос) попадает к местным аборигенам. Некоторое сходство наблюдается и с планетой Леонида, фигурирующей в тех же произведениях. Сам Борис Стругацкий поначалу никак не прокомментировал эти совпадения [61] , однако после сообщений некоторых сетевых СМИ о якобы имеющихся у него претензиях к создателям фильма сделал официальное опровержение этих слухов [62] .
- Также имеются сходства с некоторыми произведениями фантастической литературы 80-х (например, трилогии Фрэнка Херберта «Ящик Пандоры», «Эффект Лазаря», «Фактор вознесения») [58] .
- Эпизод воздушного вторжения отсылает к подобной сцене из фильма Френсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня» [33] .
- Множество ключевых идей в фильме перекликаются с повестью Александра Мирера «У меня девять жизней» (1969): биологическая цивилизация в тропическом мире, информационная связь по типу биоинтернета, банки памяти предков «великая память», передвижение в воздухе на летающих животных.
Музыка к фильму
Звуковую дорожку к фильму написал Джеймс Хорнер. Это его третье сотрудничество с Кэмероном после «Чужих» и «Титаника». Некоторые отрывки сопровождаются хором на языке инопланетной расы на’ви. Хорнер (для музыки которого обычно свойственны кельтские мотивы) работал с этномузыковедом Вандой Брайант, чтобы смоделировать музыкальную культуру инопланетной расы. В сценах вооружённых столкновений звучит динамичная тема «Guardians at the Gate», сочинённая проектом «Audiomachine», а в заключительных титрах — песня «I See You» («Я тебя вижу») в исполнении англичанки Леоны Льюис.
Выход в прокат
Первоначально выход фильма был запланирован на 22 мая 2009 года [63] , но потом его перенесли на 17 декабря. Это было сделано для того, чтобы дать создателям фильма больше времени на пост-продакшн, а также чтобы большее количество кинотеатров по всему миру успело установить у себя трёхмерные проекторы [64] . В России фильм вышел в прокат 17 декабря 2009 года на рекордном количестве экранов — 1350 [65] .
Джеймс Кэмерон о фильме [66] :
![]() |
…Мы должны учиться видеть правду, культуру других народов их глазами. И это даст нам возможность выжить. | ![]() |
Релиз «Аватара» на DVD и Blu-ray, запланирован Fox Home Entertainment на 22 апреля 2010 года [67] [68] (В России релиз намечен на 22 апреля [69] , а в Великобритании на 26 апреля [70] ). В апреле будет выпущена ограниченная 2D-версия (без дополнительных материалов) [67] , выпуск расширенной 3D-версии издания с огромным количеством бонусов намечен на ноябрь 2010 года [67] .
Маркетинг
Джеймс Кэмерон договорился с «Ubisoft» о создании игры-боевика «James Cameron’s Avatar: The Game», выход которой состоялся в декабре 2009 года [71] . Разработчиком и издателем игры для мобильных телефонов стала компания «Gameloft» [72] .
21 августа 2009 года наступил так называемый «Всемирный день Аватара». В сети появился двухминутный тизер [73] , а в некоторых кинотеатрах всем желающим показали несколько отрывков из фильма общей продолжительностью около 15 минут.
Трейлер фильма стал своеобразным ноу-хау. Трейлер размещается на официальном сайте фильма и представляет из себя визуальный гид по планете Пандора, на которой и разворачивается сюжет «Аватара». На определённых метках воспроизведение останавливается, и пользователи могут сделать выбор: либо смотреть трейлер дальше, либо, воспользовавшись ссылкой, погрузиться в сказочный мир Пандоры — просмотреть досье на каждого персонажа, почитать рассказы о создании техники или изучить фауну планеты.
Дата выпуска фильма на DVD и Blu-ray совпадает с проведением мероприятий, приуроченных к Дню Земли [69] [74] [75] . Киностудия 20th Century Fox, Джон Ландау, Джеймс Кэмерон анонсировали международную программу, в рамках проведения которой на планете будет посажен 1 миллион деревьев [69] [76] . Каждый покупатель лицензионного диска с фильмом получит специальный код, с помощью которого на сайте фильма можно будет посмотреть, где посажено именно «его» дерево [69] [76] .
Кассовые сборы
По состоянию на 19 апреля 2010 года, «Аватар» собрал в мировом прокате 2 716 510 111$ [3] , тем самым возглавив список самых кассовых фильмов и побив продержавшийся 12 лет рекорд сборов предыдущего творения Кэмерона — фильма «Титаник». «Аватар» стал единственным фильмом в истории, преодолевшим рубеж в 2 млрд долларов [77] .
В США и Канаде фильм собрал $747 294 000 долларов (27,5 % от мировых сборов) [3] , что является рекордным показателем в американском прокате. С учётом инфляции, по данным Box Office Mojo, «Аватар» занимает 12-е место в списке самых кассовых фильмов США [78] (1-е место в этом списке принадлежит фильму Унесённые ветром, сборы которого в США и Канаде, с учётом инфляции, превышают 1,5 млрд долларов [78] ).
В России фильм стал самым кассовым в истории [79] , опередив предыдущего рекордсмена — фильм «Ирония судьбы. Продолжение» — и заработав за 18 недель проката 113 512 435 долларов [80] .
Награды и номинации
- Фильм получил 3 премии «Оскар» в номинациях: «Лучшие визуальные эффекты», «Лучшая операторская работа», «Лучшая работа художника-постановщика» [81] .Был номинирован ещё в 6-ти номинациях: «Лучший фильм», «Лучшая режиссёрская работа», «Лучшая музыка к фильму», «Лучший монтаж», «Лучший звук» и «Лучший звуковой монтаж».
- Фильм стал обладателем премии «Золотой глобус» в номинациях «Лучший драматический фильм» и «Лучшая режиссёрская работа» [82] . Кроме того, фильм был номинирован на «Золотой глобус» в номинациях «Лучшая музыка» и «Лучшая песня».
- Фильм номинирован на премию «Сезар» в номинации «Лучший иностранный фильм».
- Фильм стал обладателем премии «BAFTA» в номинациях «Лучшие визуальные эффекты» и «Лучшая работа художника-постановщика». Кроме того, фильм был номинирован на «BAFTA» в номинациях «Лучший фильм», «Лучший режиссёр», «Лучшая операторская работа», «Лучший звук», «Лучший монтаж» и «Лучший саундтрек» [83] .
- Фильм стал обладателем кинопремии «Жорж», как лучший зарубежный экшн [84] .
- Фильм стал обладателем премии «Empire Awards», вручаемой журналом Empire в 3-х номинациях: «Фильм года», «Лучший режиссёр», «Лучшая Актриса» (Зои Салдана) [85][86] .
Отзывы и рецензии
-
назвал «Аватар» самым изумительным произведением кинофантастики со времён «Звёздных войн»[87] . считает, что такой фильм, как «Аватар», — просто глупость, где ставка делается на эффект и зрелищность сцен с помощью 3D. Он полагает, что всё это делается лишь для того, чтобы вытащить из людей деньги, а по-настоящему серьёзное кино должно добиваться своей трёхмерности за счёт смысла [88] .
- Журнал «Тайм» посчитал «Аватар» самой убедительной попыткой создания вымышленного мира в истории кинематографа, которая на годы вперёд определит горизонт кинодостижений, если не в имитации наших повседневных впечатлений, так в фабрикации новых [89] . признал, что благодаря новому культовому фильму Кэмерон подтвердил свой «королевский» статус в Голливуде, показав коллегам, как можно мудро потратить 250 или 300 миллионов. Он назвал «Аватар» событием с большой буквы — одним из тех фильмов, которые необходимо посмотреть, чтобы уметь поддержать разговор в обществе. Эберт также отметил, что в фильме явно прослеживается антивоенный, гринписовский посыл [90] .
- Манола Даргис в «Нью-Йорк таймс» провела параллели между «Аватаром» и «Матрицей» (1999), отметив, что фильм Кэмерона следует в русле заложенной десять лет назад парадигмы (хотя «Матрица» едва ли бы состоялась без более ранних фильмов Кэмерона). По словам Даргис, фильм переносит зрителей в утраченный (и вновь обретённый) Эдем и — над радугой — в страну Оз[22] .
- Рецензент французского «Кайе дю синема» в статье «Новые рубежи» не посчитал нужным обсуждать сюжет «этой наивной сказки» о «пробуждении либидо у инвалида», сосредоточившись на техническом новаторстве Кэмерона, который (наряду с Земекисом) добился неслыханной прежде убедительности созданной компьютером реальности бесчисленных новых форм, фактур и красок [32] . Отличие Кэмерона от Земекиса в том, что синтетический мир первого полон безудержной энергии юности, лишён каких-либо признаков разложения, он представлен как мир даже более подлинный, чем мир «оптической реальности» [32] .
- Юрий Гладильщиков в журнале «Новое время» отметил неожиданную для блокбастера идеологию «Аватара»: «Раньше лишь редкие маргиналы, например Кира Муратова, ставили человечеству „ноль“. Теперь безоговорочный приговор человечеству выносит массовый кинематограф». Он отметил структурное сходство фильма с предыдущей работой Кэмерона: «Сначала час с лишним романтики, приключений, красот и любви. Затем час с лишним — крутейший экшен» [33] .
- На страницах «Виллидж войс» кинокритик Джим Хоберман отметил, что сочетание традиционной актёрской игры, анимации, CGI и техники захвата движения в «Аватаре» бесшовно, создавая ощущение просмотра компьютерной игры: доисторический зверинец «Парка юрского периода» бушует в сгенерированной «Матрицей» «Экзистенции» [91] . Это «технологическое чудо» Хоберман иронически уподобляет вестерну вроде «Танцев с волками», перенесённому на другую планету. Однако ощущение нового «Метрополиса» сопровождает просмотр только первой части фильма, до того момента, когда на поверхность выплывает его однобокий политико-экологический посыл [91] .
- Отклики о фильме вроде: «Да, там классная картинка, но идиотский сценарий!», «да это „Танцы с волками“ на другой планете!» — заставили «Нью-Йорк пост» написать об «Аватаре» как об одном из самых недооценённых фильмов десятилетия [92] . По мнению рецензента, куда важнее фабульных зигзагов то, что это первая в истории кинематографа бесшовная альтернативная реальность, выход кино на принципиально новый уровень миростроительства [92] .
- Американские рецензенты отнесли к слабым сторонам фильма тяжеловесность трафаретных диалогов (обычная претензия к фильмам Кэмерона) и предсказуемость сюжетных поворотов во второй части фильма. Скажем, ведущий популярной телепередачи «At the Movies» Майкл Филлипс на страницах «Чикаго трибюн» выразил своё разочарование той половиной «Аватара», когда магия открытия неведомого мира сменяется рутинными для фантастического жанра сценами боевых столкновений [93] .
Интересные факты и ляпы
- На самом деле Джеймс Кэмерон задумал данный проект ещё до съёмок своего фильма «Правдивая ложь» (то есть в 1992 году), но сделав приличное количество набросков и, написав основу сюжета, заморозил проект, так как знал что с тогдашними компьютерными технологиями добиться желаемого успеха у него не получится, и занялся вплотную разработкой своего фильма «Правдивая ложь» и, параллельно дописывая сценарий. В итоге, Кэмерон начал писать сценарий к картине ещё в первой половине 1994 года и закончил где-то к началу 1995 года, и ждал все это время когда компьютерные технологии дойдут до желаемого великолепия. претендовал на одну из ролей в фильме. Он несколько раз встречался с Джеймсом Кэмероном. Однако Джеймс не хотел, чтобы фильм ассоциировался у зрителей с «Чужими» (1986), так как Сигурни Уивер уже подписала контракт на съёмки.
- Для фильма Кэмерон разработал специальную технологию, которая позволяла во время съёмок видеть на экране мониторов компьютерных персонажей вместе с живыми актёрами.
- В оригинальном сценарии Кэмерона листва растений была такой же синей, как кожа На’Ви, но в конечном счёте, он решил использовать зелёный цвет для большей реалистичности [94] .
- Большая часть эпизодов фильма с натуральным движением снималась в Веллингтоне, Новая Зеландия, где были возведены огромные декорации. Это было похоже на настоящее масштабное строительство. Для конструирования декораций была создана огромная субструктура с использованием более чем 150 строителей-подрядчиков.
- Реальные декорации включают в себя Комнату связи, где установлены подобия саркофагов, при помощи которых сознание человека переносится в тело аватара, Биолабораторию — помещение для работы учёных и место хранения резервуаров с амниотической жидкостью, в которых находятся тела аватаров, достигшие состояния зрелости за время шестилетнего путешествия с Земли на Пандору; Центр управления, представляющий собой центральную нервную систему базы «Врата Ада», и военный бастион Armor Bay, где хранятся костюмы усиленной подвижности и вертолёты.
- Вместе с премьерой фильма в России будут открыты два новых кинотеатра IMAX — в Перми и Уфе.
- Ещё до выпуска фильма в эпизоде «Танцы с Гномами» мультсериала Южный парк появилась сатира на историю создания и сюжет фильма.
- У главных героев в телах аборигенов пять пальцев, но у самих На’Ви их четыре.
- За исключением На’Ви у всех крупных животных Пандоры четыре глаза и две пары передних конечностей.
- В самом начале фильма, когда Джейк Салли еще находится на космическом корабле с Земли и открывает свой вещевой шкафчик, на нём можно видеть табличку с надписью SULLY T., в то время как должно быть SULLY J.
- Говоря о том, чтоу них есть шанс победить землян, Салли аргументирует это в первую очередь тем, что в электровихре приборы землян не работают и не наводятся ракеты. Но в таком случае, ракеты должны летать исключительно по прямой. Однако, в сцене где Куоритч сбивает Труди Чакон, ракета летит не по прямой и именно отслеживает перемещение вертолёта.
- Гора Цзянькуньчжу, расположенная рядом с китайским городом Чжанцзяцзе, 24 января была переименована в «Аллилуйя, Аватар», Цзянькуньчжу, название которой переводится как «Южный небесный столб», стала прототипом некоторых пейзажей планеты Пандора, показанных в блокбастере Джеймса Кэмерона. Ещё в 2008 году голливудский фотограф якобы сделал серию снимков горы, которые впоследствии легли в основу компьютерно воссозданного ландшафта. Идея изменить название горы связана с желанием местных властей заработать на успехе фильма. «Пандора далеко, а Чжанцзяцзе близко», — говорится на сайте городской администрации. Чиновники рассчитывают, что новое имя горы привлечёт в регион туристов.—>
Примечания
- ↑BBFC rating and classification details for AVATAR. bbfc.co.uk (8 декабря, 2009). Проверено 14 декабря 2009.
- ↑ Patten, D. ‘Avatar’s’ True Cost — and Consequences, The Wrap (3 декабря 2009 года). Проверено 13 декабря 2009.
- ↑ 123Данные о сборах на сайте Box Office Mojo (англ.) . Box Office Mojo (27 апреля 2010). Проверено 28 апреля 2010.
- ↑ 12 Jeff Jensen. Great Expectations, Entertainment Weekly (10 января 2007 года). Проверено 22 января 2010.
- ↑Джефф БучерСэм Уортингтон в поисках человечности: «Я не хочу быть мультиком» (рус.) (29 октября 2009 года). Проверено 20 января 2010.
- ↑Crafting an Alien Language, Hollywood-Style: Professor’s Work to Hit the Big Screen in Upcoming Blockbuster Avatar. USC Marshall. University of Southern California Marshall School of Business. Проверено 20 января 2010.
- ↑James Cameron’s ‘Avatar’ Film to Feature Vocals From Singer Lisbeth Scott. Newsblaze.com (29 октября 2009 года). Проверено 20 января 2010.
- ↑Воронцов А.Афтершок // Lenta.Ru. — 2010. —28 янв.
- ↑‘Avatar’ breaks ‘Titanic’ worldwide record
- ↑All Time Worldwide Box Office Grosses.
- ↑Бокс-офис России за Новогодние праздники (рус.) (12 января 2010 года). Проверено 20 января 2010.
- ↑Джеймс Кэмерон спрятал в «Аватаре» намёки на сиквел (15 января 2010 года). Проверено 20 января 2010.
- ↑Sharon Waxman. ‘Titanic’ Director Joins Fox on $200 Million Film (англ.) , Movies, The New York Times Company (2007-01-08). Проверено 20 января 2010.
- ↑ Юлия Малинина. Сэм Уортингтон: «Еда в России тяжёлая, а напитки крепкие. Но я справляюсь» (рус.) , Культура, Редакция газеты «Московский Комсомолец» (2009-12-16). Проверено 20 января 2010.
- ↑ 12Cэм Уортингтон: «Язык на’ви дался мне легче американского акцента!» (рус.) , Культура, Русский Newsweek (2009-12-17). Проверено 20 января 2010.
- ↑Moviehole.net — Sigouney Weaver talks Avatar (англ.)
- ↑Premiere — Exclusive: Sigourney Weaver Looks to the Future (англ.)
- ↑ Things We’ve Learnt, Empire (February 2008), pp. 27.
- ↑MTV Movies Blog — Sigourney Weaver’s ‘Avatar’ Character Mirrors James Cameron, Actress Says (англ.)
- ↑ 12Variety — Lang, Rodriguez armed for ‘Avatar’ (англ.)
- ↑The Hollywood Reporter — ‘Avatar’ has new player with Ribisi
- ↑ 12Movie Review — Avatar (Fox) — A New Eden, Both Cosmic and Cinematic — NYTimes.com
- ↑Reelviews Movie Reviews
- ↑Ъ-Власть — Апокалипсис папоротников
- ↑ComingSoon.net — EXCL: Moore on Cameron’s Avatar (англ.)
- ↑Variety — Matt Gerald (англ.)
- ↑CNN — ‘Titanic’ director’s new film set for ’09 (англ.) (недоступная ссылка — история)
- ↑20th Century FoxCameron’s Avatar Starts Filming in April. ComingSoon.net (January 9, 2007). Архивировано из первоисточника 22 августа 2008.Проверено 10 октября 2009.
- ↑Pandorapedia
- ↑ 123Weekend Pre-Game: Interview with James Cameron and Sam Worthington
- ↑James Cameron en Chine pour faire la publicité de son film «Avatar»
- ↑ 123Nouvelle Frontière
- ↑ 123 Гладильщиков, Юрий. Не будь человеком!, The New Times (2009-12-14). Проверено 12 января 2010.
- ↑Avatar (2009): Sam Worthington Interview
- ↑ Davis, Lauren Did James Cameron Rip Off Poul Anderson’s Novella?.Проверено 24 ноября 2009 года.
- ↑Movie City News — Cameron Casting (англ.)
- ↑The Independent — James Cameron: King of all he surveys (англ.)
- ↑Titanic’ Mastermind James Cameron’s King-Size Comeback: Two Sci-Fi Trilogies
- ↑ 12Avatar (2009) James Cameron Interview Part #2 | MovieWeb
- ↑ 123Avatar (2009) James Cameron Interview Part #1 | MovieWeb
- ↑ Евгений Ершов. «Аватар» укоряет человечество (2009-12-17). Проверено 22 декабря 2009. (рус.)
- ↑Аватар — новые технологии в киноиндустрии (2009-12-22). Проверено 22 декабря 2009. (рус.)
- ↑Аватар. Рецензия к фильму.
- ↑ Jen Waters. Technology adds more in-depth feeling to the movie experience, The Washington Times (2006-09-28). Проверено 24 ноября 2009.
- ↑ 12Фильм Аватар — интересные факты процесса создания (рус.) . Компьютерная графика. За кулисами (2010-01-12). Проверено 20 января 2010.
- ↑Немного о том, как создавался «Аватар» (рус.) . Хабрахабр, Блог компании HP. «Тематические Медиа» (2010-01-13). Проверено 20 января 2010.
- ↑Кэмерон украл идею «Аватара» у братьев Стругацких?
- ↑«Blue in the Face»
- ↑«Маугли из рода солдафонов»
- ↑Нефтяная промышленность Венесуэлы
- ↑Нефтяная промышленность Нигерии
- ↑ Winters Keegan, Rebecca. Q&A with James Cameron, Time magazine (January 11, 2007). Проверено 26 декабря 2009.
- ↑Svetkey, Benjamin‘Avatar:’ 11 burning questions. Entertainment Weekly (January 15, 2010). Проверено 16 января 2010.
- ↑ Jamkhandikar, Shilpa. «Avatar» may be subconsciously linked to India – Cameron, Reuters India (March 15, 2010). Проверено 15 марта 2010.
- ↑Porie, KoelSRK means India for Cameron. The Times of India (March 20, 2010). Проверено 20 марта 2010.
- ↑ Максим Чайковский. О Сократе, байдарках и синей тоске, День (Украина) (12 февраля 2010 г.).
- ↑Фильм Кэмерона прокомментировали индуисты, religio.ru (28 января 2010 г.).
- ↑ 12Дети в подвале играли в 3D
- ↑Аватар: мы наш, мы новый мир построим
- ↑«Аватар»: всем, кто захочет…
- ↑Офф-лайн интервью Бориса Стругацкого, декабрь 2009 года
- ↑Офф-лайн интервью Бориса Стругацкого, январь 2010 года
- ↑Variety — Hollywood films’ dating game (англ.)
- ↑Variety — Fox shifts ‘Avatar,’ ‘Museum’ (англ.)
- ↑За деньгами — в третье измерение
- ↑Русский Репортёр. «Вождь синекожих»
- ↑ 123Alex DobuzinskisFox to mine «Avatar» DVD release three times (англ.) (16 марта 2010). Проверено 31 марта 2010.
- ↑Sci Fi // Аватар на DVD (рус.) (17 марта 2010). Проверено 31 марта 2010.
- ↑ 1234Avatar Release Launches Initiative to Plant 1 Million Trees (англ.) (23 марта 2010). Проверено 31 марта 2010.
- ↑Avatar (UK — DVD R2 / BD RB) (англ.) . Проверено 31 марта 2010.
- ↑Avatar — новая игра Ubisoft по фильму Джеймса Кэмерона // GAMETECH.RU. — 25 июля 2007.
- ↑Gameloft получает права на создание мобильной игры по фильму «Аватар» (рус.) . Мобильный Контент (27 августа 2009 года). Проверено 24 декабря 2009.
- ↑Apple Trailer.com
- ↑International Earth Day // Earth Day 2010 (англ.) . Проверено 31 марта 2010.
- ↑Фильм «Аватар» будет выпущен на дисках в День Земли (рус.) (19 февраля 2010). Проверено 31 марта 2010.
- ↑ 12Джеймс Кэмерон объявил о запуске программы «Аватар» (рус.) (24 марта 2010). Проверено 31 марта 2010.
- ↑Weekend Estimates: Avatar Hits $2 Billion with Seventh Weekend Win (англ.) . Nash Information Services (2010-01-31). Проверено 31 января 2010.
- ↑ 12All Time Box Office Adjusted for Ticket Price Inflation (англ.) . Box Office Mojo. IMDb. Проверено 10 марта 2010.
- ↑Бокс-офис России за Новогодние праздники (рус.) (12 января 2010 года). Проверено 20 января 2010.
- ↑Уикенд России № 16 апрель, 15-18 2010 год (рус.) . Бюллетень кинопрокатчика (14 апреля 2010 года). Проверено 21 апреля 2010.
- ↑Nominees (англ.) . The Academy of Motion Picture Arts and Sciences & ABC, Inc.. Проверено 3 февраля 2010.
- ↑ Саенко, Лариса. Кэмерон получил «Золотой глобус» как лучший режиссёр за «Аватар», РИА Новости (18-01-2010). Проверено 18 января 2010.
- ↑Dave Karger‘Avatar,’ ‘An Education,’ ‘Hurt Locker’ dominate BAFTA nominations (англ.) (21 января 2010). Проверено 31 марта 2010.
- ↑Лауреаты премии «Жорж 2010» (рус.) . Проверено 5 апреля 2010.
- ↑Tim MastersSci-fi triumphs at Empire awards // BBC (англ.) . BBC News (28 марта 2010). Проверено 31 марта 2010.
- ↑«Аватар» // Премия журнала Empire (рус.) . NEWSru (29 марта 2010). Проверено 31 марта 2010.
- ↑«The most evocative and amazing science-fiction movie since Star Wars»
- ↑http://www.vesti.ru/videos?vid=256461
- ↑‘Avatar’ Review: James Cameron’s World of Wonder — TIME
- ↑Avatar :: rogerebert.com :: Reviews
- ↑ 12Avatar’s Sticker Shock (and Awe) — — Movies — New York — Village Voice
- ↑ 12http://www.nypost.com/entertainment/movies/news/n25651.htm
- ↑http://featuresblogs.chicagotribune.com/talking_pictures/2009/12/avatar-3-stars.html
- ↑James Cameron’s Avatar Teaser Trailer Breakdown, Empire (2009-08-20). Проверено 2 декабря 2009. (англ.)
Ссылки
-
(англ.) (рус.) (англ.) (англ.) (англ.) на сайте Internet Movie Database (англ.) на сайте allmovie (англ.) на сайте Rotten Tomatoes (рус.)
- Илья Неворотов.«Аватар» — придумывая мир. Mir3D.ru (30 ноября 2009 года). — Статья о процессе создания фильма и технологиях, задействованных при этом. Проверено 7 декабря 2009.
- Дмитрий Мороз.«Аватар» — как создавался фильм. 3DNews (25 декабря 2009 года). — Статья о процессе создания фильма и технологиях, задействованных при этом. Проверено 25 декабря 2009.
- Андрей Воронцов.Афтершок. Лента.ру (28 января 2010 года). — статья о значении фильма для киноиндустрии.
- Багдасаров Р. Экорасизм «Аватара» вместо экологической альтернативы (часть I, часть II). — 11.01.2010.
- Волобуев Р. Амбициозный фантастический эпос про дружбу десантника с индейцами // «Афиша». Кинорецензии. 14 декабря 2009. — 11.01.2010.
- Кичин В. Ящик Пандоры: «Аватар» Джеймса Кэмерона восстаёт против министров-капиталистов // «Российская газета». — № 245 (5069), 21 декабря 2009 г. — 11.01.2010.
- Корнеев Р. Аватар: Возвращение Кэмерона // Кинокадр.ру. 17 декабря 2009. — 11.01.2010.
- Маслова Л. Вождь синекожих // «Коммерсантъ». — № 237 (4292), 18.12.2009. — 11.01.2010.
- Борцов В.Я ненавижу человечество…Спецназ России № 1 — 2010.
- Экслер А. Фантастический боевик «Аватар» (Avatar) // Субъективные заметки о фильмах Алекса Экслера. 21.12.2009. — 11.01.2010.
Ксеногенезис (1978) • Пиранья 2: Нерест (1981) • Терминатор (1984) • Чужие (1986) • Бездна (1989) • Терминатор 2: Судный день (1991) • Правдивая ложь (1994) • Титаник (1997) • Экспедиция: Бисмарк (2002) • Призраки бездны (2003) • Чужие из бездны (2005) • Аватар (2009) • Погружение (2010) • Алита: Боевой ангел (2011)